borismedinskiy

Categories:

Архетип женственности, часть 1

Женщина в эпоху постпатриархата. Пол, гендер, общество

Часть 5: Архетип женственности

Архетип женственности — это наше всеобщее представление о том, какой должна быть «настоящая» женщина. Несколько слов надо сказать о том, что такое "архетип". Если по Юнгу, то архетип - это название базового элемента, из которых состоит т.н. "коллективное бессознательное". Я не берусь судить о "коллективном бессознательном", так как не уверен в его существовании, а потому и архетип я рассматриваю только как комплекс очень глубоко устоявшихся стереотипов, который, при этом, характерен для многих культур. Архетип женственности с незначительными вариациями будет представлен в любой патриархальной культуре, а так как практически все нынешние культуры являются в своей основе патриархальными, то не удивительно, что архетип женственности будет носить всеобщий, практически общечеловеческий характер. Возможно, что наличие таких общих архетипов, как архетип женственности и естественно дополняющий его архетип мужественности и подтолкнуло Густава Юнга к мысли о "коллективном бессознательном", но это уже другой разговор. Архетип женственности складывался тысячелетиями классического патриархата и в те времена его требования были адекватны царившим условиям - собственно, этот архетип и был порождён ими. Сейчас, в эпоху постпатриархата, этот архетип и его долженствования скорее деструктивны, так как порождают невроз - как и долженствования "настоящего мужчины", которые были разобраны в предыдущей части. Что же это за долженствования? "Настоящая женщина" должна быть красивой. Она должна быть женой и матерью. И она мужской объект. Давайте рассмотрим каждый из этих постулатов подробнее.

Быть красивой

Это не просто постулат - это смысл жизни, это краеугольный камень женского бытия, это фундамент, на котором стоят альфа и омега её существования. Красота - это сила, это культ, это власть, которой служат и которой поклоняются все "настоящие женщины". Впрочем, культ женской красоты поддерживается не только женщинами, но и мужчинами, разумеется. В конце первой части я упоминал о том, что есть косвенные аргументы в пользу полигамности человека и потому можно при желании найти биологические предпосылки этого культа - привлекательность самки может служить основным козырем для привлечения альфа-самца. В то же время, если посмотреть на разные культуры, то значимость женской красоты будет оцениваться по разному, да и сама женская красота имела самые разные стандарты - от насильственного откорма девочек для подготовки к свадьбе в некоторых африканских странах до уродливо изогнутых рахитичных станов средневековых дев в странах северной Европы. Я уж молчу про то, что бывали и культы не женской, а мужской красоты! Такое разнообразие говорит уже не о биологической, а о социальной детерминированности восприятия красоты. Мы живём в эпоху постпатриархата, живём в эпоху перемен, но наследием классического патриархата мы несём на себе печать неумирающего культа женской красоты - в сказках, львиной доле дамских романов, классических историях о женщине фигурирует красота героини, как о её главном оружии, достоинстве, показателе её ценности. "Кто на свете всех милее, всех румяней и белее?" - спрашивает злая королева у волшебного зеркала. Золушку сводные сёстры ненавидели за то, что она была красивее их, а принц полюбил её опять таки за красоту. И Настенька в сказке "Морозко" хороша собой, в отличие от своей злобной сестры, так же она была добра и трудолюбива, но Иван-вдовий сын влюбляется в неё в первую очередь за её красоту. Да что там перечислять сказки - практически во ВСЕХ сказках речь идёт о красавицах! Красавица и чудовище, спящая красавица, царевна-лебедь, царевна-лягушка и ещё легион сказок, где участвуют красавицы, пусть и не фигурируют в названиях. Я бы сказал, что найти сказку БЕЗ красавицы тяжелее, чем с красавицей - если только это не сказка про животных, конечно. Величайшим исключением из перечня женских историй является классический роман Шарлотты Бронте "Джейн Эйр" - в нём намеренно делается акцент на некрасивости главной героини и подчёркивается, что её полюбили ВОПРЕКИ её некрасивости.

Шарлотта Бронте, замечательная английская писательница. Вряд ли она считала красоту своей сильной стороной.
Шарлотта Бронте, замечательная английская писательница. Вряд ли она считала красоту своей сильной стороной.


Значимость красоты стала настолько привычной для нас, что нам это даже особо не бросается в глаза - настолько обыденным и обычным нам кажется сверхважность для женщины быть красивой. Девочка какая? И скорее всего первое, что приходит в голову как критерий оценки - это "красивая" или "некрасивая"... "За что вы любите своих женщин?" - вопрошали журналисты не ожидающих подвоха мужичков на улицах городов в "женский праздник" - и все как один отвечали про красоту. Так уж полагается.

Я хотел бы подчеркнуть, что красота является важнейшим атрибутом не только в глазах мужчин, но и в глазах самих женщин, потому что на какие только ухищрения и страдания не идут женщины во имя красоты! У культа красоты есть и свои жертвы - я имею в виду девочек-подростков, умерших от истощения в погоне за красотой. Пожалуй, главными служителями этого культа являются именно женщины, т.е. часто красота для самих женщин значительно важнее, чем для мужчин, что несколько парадоксально, ведь для чего нужна женская красота, как не для мужского внимания? Но нет, красота - это нечто гораздо большее! Чтобы основательно раскрыть тему красоты, тему сложнейшую и многогранную, потребуется написать отдельную статью или даже книгу, поэтому я ограничусь лишь самыми краткими тезисами о сверхважности красоты.
Красота - это власть. Истинная королева должна быть красива. В сказках королевы всегда красивы - неважно, злая королева или добрая. Снежная королева была ослепительно красива.
Красота - это ведь красота не только внешняя, но и внутренняя. Героини сказок не только красивы, но и добры, и добродетели героини как бы произрастают из её красоты, как из семечка. Хотя можно понимать и наоборот - красота героини является плодом её добродетелей, как яблочко на яблоньке, как НАГРАДА за её духовные труды.
Далее, красота - это удача и успех. Да, Барбра Стрэйзанд говорила, что, дескать, не родись красивой и ты добьёшься успеха, но мы ж понимаем, что это она так, сгоряча ляпнула, от обиды. Потому что свой успех Стрэйзанд выгрызала зубами, а красавицам успех сам бросается под ноги. Нас в этом убеждает весь окружающий мир, реклама, Голливуд, современные книги, старые сказки и мифы древности. Красота - это благословение, дар богов, печать удачи, знак судьбы.
Красота - это счастье любви. Чтобы тебя полюбили, надо быть красивой. Если ты некрасива - тебя никто не полюбит и ты никому не будешь нужна - разве что неудачнику, который возьмёт тебя только потому, что подлинные красавицы ему не светят. В этом постулате о связи красоты и любви, кстати, есть доля истины... Только причины и следствия отчасти поменялись местами. В действительности любовь наделяет в наших глазах любимого человека красотой, т.е. человек становится для нас тем красивее, чем сильнее мы его любим. Хотя, конечно, внешняя привлекательность тоже играет свою роль, особенно на первых этапах общения... Говоря о любви и красоте, надо пару слов сказать и о сексе. Об этом хорошо, обстоятельно и тяжеловесно сказал Лев Толстой: "Женщины, особенно прошедшие мужскую школу, очень хорошо знают, что разговоры о высоких предметах — разговорами, а что нужно мужчине тело и все то, что выставляет его в самом обманчивом, но привлекательном свете; и это самое и делается." Да, считается, что красивых больше хотят, т.е. связывают в один пучок не только красоту и любовь, но так же красоту и секс. Из этой связки может получиться ложное убеждение в том, что красота обеспечивает особое, самое полное сексуальное наслаждение. На деле же способность получать сексуальное наслаждение едва ли связано с господствующими в обществе идеалами красоты. Более того - слишком идеальное соответствие идеалу может быть даже отталкивающим с точки зрения сексуальной привлекательности, а потому не стоит путать сексуальность и красоту.
Потом, красота - это Идеал, к которому надо стремиться. Красоты не бывает слишком много, всегда можно быть красивее, чем есть сейчас. Мерлин Монро не выходила на улицу без макияжа - а чего взять с простых девчонок? Нет предела совершенству, сражение за красоту будет идти вечно.

Спящая красавица. Хороша тем, что просто существует.
Спящая красавица. Хороша тем, что просто существует.
Девочка старательно отправляет культ красоты в её нынешнем понимании
Девочка старательно отправляет культ красоты в её нынешнем понимании

И, наконец, главное: красота - это оправдание существования. Красота - это экзистенциальная величина, а потому существование красавицы оправдано и осмысленно просто потому, что она - красавица. Красота является самоценностью, её не надо оправдывать и объяснять. Самоценный человек всегда красив, даже нет - он всегда прекрасен и он сам должен знать про это, что он прекрасен. Он заслуживает восхищения, уважения, внимания, любви, потому что он — прекрасен... Тут мы вступили в философию крайнего индивидуализма, либеральную идеологему, которая так популярна в последние несколько десятков лет, но относительно женщин это было известно с глубокой древности. Вспомним сказки, на которых мы все воспитывались. Принцу, даже если он красив, необходимо совершать подвиги и сокрушить зло, ему надо, чтобы пробудить спящую красавицу, развеять злые чары, а красавица же не нуждается в том, чтобы что либо доказывать - её существование совершенно оправданно и самоценно только потому, что она прекрасна. С Золушкой немного сложнее, но она ведь и не была подлинной красавицей до того, как получила благословение высших магических сил (вспомним, что красота - это благословение, дар богов!), но потом то всё встало на свои места и справедливость восторжествовала. Несправедливо, когда прекрасная женщина работает, справедливо, когда она живёт во дворце и любима всем миром... Мне тут вспомнилась известная реклама с шикарной фразой: "Ты женщина, а не посудомойка". Стойте, а где же тут красота? А она в том, что речь идёт не просто о человеке, а о ЖЕНЩИНЕ. Женщина обязана быть красивой. Все женщины - красавицы! Или, если сказать иначе, в каждой женщине можно увидеть красавицу! Даже нет, в каждой женщине мир ДОЛЖЕН увидеть красавицу! Поэтому мужчины и говорят на 8 марта о том, что любят своих женщин за красоту - потому что они ОБЯЗАНЫ видеть их красивыми! А некрасивая женщина не имеет права существовать просто так... Поэтому замечательный учёный, психолог Карен Хорни сказала: если я не симпатичная, то буду хотя бы умной. Хотя бы умной! Вы слышите, что это звучит, как оправдание? Развивать свой ум и продвигать науку ей понадобилось для того, чтобы оправдать своё существование!.. Я не удивлюсь, если выяснится, что все женщины, оставившие после себя след в науке и культуре, считали себя БЕЗНАДЁЖНО некрасивыми и потому вынуждены были оправдывать своё существование.

Карен Хорни
Карен Хорни

Закрывая эту бездонную тему красоты (пока она совсем не засосала) хочу сказать, что красота в условиях своего культа может стать и проклятьем - в случае, если её больше, чем надо... Не родись красивой! Слишком красивой быть - смущать и отпугивать мужчин, вызывать зависть и ненависть женщин. Никто не будет видеть личность, все будут видеть лишь красоту и будут ослеплены ею. Человек, которому не повезло родиться по меркам своего времени слишком красивым, становится своеобразным изгоем, так как воспринимается предвзято, воспринимается небожителем, наделяется несуществующими качествами, неадекватно оценивается. Не посмотрят на ослепительную красоту только представители двух крайностей: мудрецы и негодяи. Мудрец посочувствует, негодяй использует. Так что не стоит быть слишком красивой. Быть может, откровенная некрасивость предпочтительнее ослепительной красоты - по крайней мере, негодяи не будут стремиться использовать... Переходим теперь ко второму постулату -

Быть женой и матерью.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic