borismedinskiy

Categories:

Зрелая женственность, часть 1


Женщина в эпоху постпатриархата. Пол, гендер, общество

Часть 6: Зрелая женственность

В предыдущей части был рассмотрен архетип "настоящей женщины", или, говоря другими словами, архетип женственности. Как и любой другой архетип, он был порождён конкретными условиями и не является чем-то, что присуще самой «человеческой природе». Если будут меняться условия жизни, то постепенно, не сразу и с запозданием, но неизбежно будет меняться и архетип, даже если он казался до этого незыблемым и неотъемлемым от человека. Архетип женственности стал слабеть ещё с конца 19 века и, если человечество продолжит своё развитие, ослабнет ещё сильнее. Одновременно я не думаю, что архетип женственности может исчезнуть совсем без следа. Его рудименты останутся, как, должно быть, остались рудименты тех древнейших архетипов, дошедших к нам ещё из матриархальных времён, когда человек был гораздо ближе к природе, чем сейчас. Женская красота (правильнее сказать, обаяние), материнская любовь и в будущем будут в списке человеческих добродетелей. Это будет даже тогда, когда эпоха патриархата и постпатриархата окончательно уйдут в прошлое. Только тогда из этих добродетелей больше не будет делаться культ и создаваться напускной ореол святости.

Любой архетип адекватен тем условиям, в которых он возникает и потому архетип женственности был совершенно уместен в течении тысячелетий патриархата, сейчас же ситуация изменилась и те, кто целиком принимают его, оказываются в ситуации несоответствия внешним условиям. В четвертой части я уже писал, что в нынешних постпатриархальных условиях наиболее социально успешными будут те женщины, которые научились менять гендерные роли в зависимости от ситуации - там, где это выгодно, они вполне соответствуют архетипу женственности, но, когда надо, без усилий сбрасывают себя долженствования этого архетипа. Таких женщин можно неакадемично назвать "стервами", так как они используют манипулятивные, обманные ходы. Впрочем, в эпоху постпатриархата, когда в конкуренцию включены и мужчины и женщины, грех не пользоваться доступными рычагами давления, поэтому стерва - это один из наиболее соответствующих эпохе постпатриархата типажей и непосредственный продукт этой эпохи.

Женщины в эпоху постпатриархата

Фундаментальная и в особенности популярная психология любит классифицировать людей по тем или иным признакам. Можно условно (потому как любое деление условно) поделить современных женщин по признаку отношения к архетипу женственности. Тогда получается пять разновидностей женщин в эпоху постпатриархата. Это женщины, которые:

- неуспешно пытаются следовать архетипу женственности, закомплексованные, неуспешные, невротизированные женщины;

- бунтующие против архетипа женственности - некоторые феминистки, «пацанки», бунтарки;

- могут относительно успешно соответствовать архетипу женственности, «настоящие женщины»;

- используют архетип женственности, как инструмент для манипуляций и конкурентной борьбы, «настоящие стервы»;

- зрелые личности с адекватной оценкой архетипа женственности.

Можно обратить внимание на то, что эти пять типов отношений к архетипу тоже можно разделить на зависимых от этого архетипа (это первые три типажа) и независимых от него (последние два). Так же я разместил эти типажи в условной поочерёдности - от наиболее проблемных до наиболее развитых – подчёркиваю, что это носит совершенно условный характер!

Я, как психолог, расцениваю первую позицию (неуспешно пытающихся следовать архетипу женственности) как самую неуспешную в силу того, что женщина в такой позиции обречена на низкую самооценку, обречена чувствовать себя нежеланной, некрасивой, неправильной. Такие женщины не способны ценить и уважать себя, преисполнены обиды, зависти и жалости к себе.


Вторая позиция - позиция бунтующих - несколько более выигрышная в сравнении с предыдущей в силу своей активности. Пассивное страдание с рефлексом выученной беспомощности всегда хуже активной борьбы, даже если борьба эта является не подлинной борьбой, а всего лишь бунтом… Я не ставлю знака равенства между этими явлениями, так как борьба имеет конкретный план и чёткую цель, в то время как бунт не имеет ни того, ни другого, он только ПРОТИВ, но не ЗА. Но нередко бывает, что даже бунт лучше принятия роли жертвы.

Далее, на третей позиции стоят те, кому повезло соответствовать архетипу женственности, повезло встретить «настоящего мужчину» и стать «прекрасной невестой, любимой женой и любящей матерью». Я настаиваю, что именно «повезло», так как в современных условиях для осуществления такого жизненного сценария нужно везение и далеко не все смогут его осуществить, даже если родились с внешностью, соответствующей канонам красоты своего времени и приложили все усилия для его осуществления. Но уж если всё получилось, то можно только поздравить людей. Да, такие люди не изменят мир, но они будут относительно спокойны и довольны – по крайней мере в сравнении с двумя предыдущими типажами.

Четвёртая позиция – это уже позиция успешных людей, которые, не в пример стоящим на третьей, не зависят от прекрасных принцев и потому куда более свободны в выборе своей жизненной стратегии. Такие женщины рассматривают архетип женственности преимущественно практично, т.е. как инструмент. В самоидентификации (т.е. в самооценке и самоопределении) стервы установки архетипа женственности участвуют, но в гораздо меньшей степени, чем у женщин в предыдущих трёх позициях. Качества и установки, по которым происходит самоидентификация таких женщин, хорошо соответствуют особенностям времени, т.е. соответствуют постпатриархату, в то время, как три предыдущие типажа существенно отстают. Всё, мир изменился, классический патриархат в странах «первого мира» давно отошёл в прошлое, пора уже прекратить следовать советам прабабушек или ломать копья на уже опустевшем поле боя – пора заниматься делом и сражаться за лучшие места на этом круизном лайнере (или спасательной лодке). Будем строить из себя настоящую скромную леди – тогда лучшие места займут другие, но если будем выяснять отношения с самыми напористыми или возмущёнными нашей собственной напористостью, то получим точно такой-же результат – лучшие места достанутся другим! Не лучше ли быть по ситуации – милой, сильной, хитрой, наглой, скромной, доброй, злой, обиженной, благодарной? Любая перечисленная характеристика не более, чем тактика, а не определение тебя, твоей сути, твоей души. Главное – умей ставить чёткие цели и умей искренне хотеть достигать этих целей – вот рецепт для того, чтобы стать настоящей стервой.

Секс нередко используется, как товар, который нужно продать повыгоднее. Секс выступает средством манипуляции, разменной валютой, актом самоутверждения. При этом секс неизбежно теряет свою главную составляющую — он перестаёт быть актом близости двух симпатизирующих друг другу людей, которые заботятся о наслаждении друг друга.

Зрелая женственность

Пятая позиция – это позиция личностно зрелого человека женского пола. Ключевое определение такой женщины – что это личностно зрелый человек, а не что-либо иное. Про то, что такое зрелая личность, я подробнее писал в статьях «Смысл жизни», «Зрелая личность» и «Развитие личности и общества», тут я только напомню три составляющих личностной зрелости:

— это реализация себя, как член общества (найти своё место в обществе, реализовать себя в деле);

— реализация себя в отношениях (способность к подлинной близости в отношениях, уметь представать перед другим в «духовной наготе»)

— отказ от эгоцентризма (уметь посмотреть на себя как на часть чего-то большего).

Говоря более лаконично, зрелая личность должна иметь опыт реализации на социальном, гендерном и экзистенциальном уровнях. Я ставлю эту позицию на самый высокий уровень по, надеюсь, понятным причинам, впрочем, можно и остановиться на этом подробнее. Почему личностная зрелость лучше условной стервозности, лучше предыдущей позиции? Да, женщина в предыдущей позиции относительно свободна от архетипа женственности и её установки адекватны современным условиям, но она не может свободно оценить эти самые современные условия. «Стервы» целиком и полностью принимают правила игры современных общественных отношений, выстроенных на конкуренции, недоверии, лицемерии и двуличии. Да, такая женщина может быть хорошим тактиком, но будет ли она хорошим стратегом, не настигнет ли её экзистенциальный кризис, будет ли она удовлетворена плодами своей тактики? Свободные от старых предрассудков, они остаются в плену предрассудков новых; подстраиваясь под меняющийся спрос, они предают себя. Другими словами, они, как наиболее приспособленные к эпохе постпатриархата, несут на себе печать всех недостатков этой эпохи, причём даже в большей степени, чем все остальные типажи. Личностно зрелая женщина не такая, она имеет плюсы второй, третьей и четвёртой позиций, не имея их недостатков. Со второй позицией её роднит способность критически оценивать современность, т.е. она умеет быть внутренне неконформной, что необходимо для способности мыслить критически в полной мере, не скатываясь, при этом, в бессмысленный бунт. Как и третья позиция, личностно зрелая женщина умеет реализовываться в отношениях и умеет быть искренне женственной, не становясь, тем не менее, заложницей архетипа. Ну и, разумеется, она должна уметь быть стервой.

Хочется сказать ещё о нескольких чертах, которые, как мне кажется, должны быть присущи зрелой женственности… Личностно зрелая женщина не занята тем, что «вдохновляет» своего мужчину, точнее, это не может быть для неё приоритетным делом. Роль музы вторична относительно роли художника, ведь муза – это объект ДЛЯ художника. Личностно зрелая женщина сама художник, она занята своим делом, а подлинное дело всегда больше отдельного человека. Личностно зрелая женщина достаточно амбициозна сама по себе и потому хочет воплотить собственный творческий потенциал, а не только помогать воплощать чей-то чужой. Под словом «амбициозна» я подразумеваю не стремление быть лучшей в конкурентной борьбе, а настоятельную потребность что-то значить, развивать собственную ценность.

Личностно зрелая женщина (как и личностно зрелый мужчина) всегда учится и находит для себя всё новые грани в обыденных вещах и явлениях. Она интересуется миром вокруг и в своём интересе не следует гендерным ролям – т.е. зрелая личность не делит сферы познания по половому признаку.

Личностно зрелая женщина знает, что гендерные роли достаточно условны и потому не будет чрезмерно следовать правилам гендерных ролей, но при этом не будет стремиться делать всё наперекор и кидать обществу вызов. Есть общечеловеческие и общеполовые ценности – не лучше ли сделать акцент на них? Быть компетентным, честным, любознательным, волевым и добрым человеком к лицу любому человеку независимо от пола.

Зрелая личность (неважно, какого пола эта личность) стремится к балансу между частным и всеобщим. Человек, который занят только своим личным, не интересуется миром вокруг, он замкнут в своём маленьком эгоцентризме. Человек, который ушёл в другую крайность (что бывает характерно для шизоидных акцентуантов) и интересуется только всеобщим, становится витающим в облаках чудаком. Зрелая личность выбирает золотую середину — не замыкается в узком мирке родного гнезда, но, с другой стороны, не отрывается от земли и остаётся практичной. Каждая зрелая личность должна быть хоть немного философом.




Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic