borismedinskiy

Category:

Зрелая женственность, часть 3

Женщина в эпоху постпатриархата. Пол, гендер, общество

Часть 6: Зрелая женственность

Постпатриархат и зрелое общество

Традиционная семья уже была однажды объявлена пережитком прошлого – в Советской России, когда революционный дух новаторства и борьбы со всем традиционным и реакционным владел умами. Метания, эксперименты, пробы и перегибы того времени хорошо отображены в стихотворении В.В.Маяковского «Любовь». Оно достаточно объёмное, я ограничусь лишь самым его концом:Я не за семью.В огне и в дыме синем выгори и этого старья кусок, где шипели матери-гусыни и детей стерег отец-гусак! Нет. Но мы живем коммуной плотно, в общежитиях грязнеет кожа тел. Надо голос подымать за чистоплотность отношений наших и любовных дел. Не отвиливай — мол, я не венчан. Нас не поп скрепляет тарабарящий. Надо обвязать и жизнь мужчин и женщин словом, нас объединяющим: «Товарищи».  Владимир Маяковский 1926Было ясно, что традиционная семья несовместима с бесклассовым обществом равных в своих возможностях людей, но, разумеется, внятной альтернативы традиционной семье создано не было. Да это было и не возможно в таких тяжёлых условиях и за столь короткий срок, который был отпущен молодой стране Советов на подготовку к грандиозной войне – тут уж не до социальных экспериментов! Но даже за это время было сделано чрезвычайно много для семьи, детей и воспитания: чего стоит опыт решения проблемы армии беспризорников (почитайте Леонида Пантелеева, который в своих книгах описал собственный опыт беспризорника, воспитанного в детском доме, посмотрите фильм «Республика ШКИД»), опыт коллективного воспитания системы А.С. Макаренко, создание системы всенародного образования. Ну и совершенно закономерно, что в этот период борьбы с худшими чертами традиционной семьи шла активная агитация за женское образование и активное участие женщин в общественной жизни. Было создано всё возможное, чтобы женщина перестала быть мужским объектом, а стала равноправным членом общества. Обратите внимание, что это было бы невозможным без:- Образования и получения специальности;- Предоставления широких воспитательных полномочий школе и детским организациям вроде кружков, пионерии и т.д., т.е. с женщин была снята существенная доля ответственности за ребёнка;- Активного участия в общественной жизни, предоставления всех политических прав.

Подборка советских плакатов о женщине. Есть мнение, что советские плакаты один в один созвучны с плакатами нацистской Германии… Сходство действительно можно найти — все плакаты похожи тем, что занимаются агитацией и пропагандой — но вы не найдёте у нацистов плакатов, которые агитировали бы за образование, за участие женщин в науке и политике… Я искал и не нашёл.

Во время войны и после неё произошёл некоторый возврат к традиционным ценностям, но не были перечеркнуты те прогрессивные завоевания, которые уже были достигнуты. Ну и возврат к традиционности произошёл не по прихоти Сталина, разумеется, а в силу необходимости максимальной мобилизации народонаселения для войны и восстановления страны, стимулирования деторождения, восполнения чудовищных человеческих жертв и т.д. Делалось это не только пряником, но и кнутом – тот же налог на бездетность. Но даже в самые тяжёлые для СССР времена не звучал призыв вернуться к патриархальным, традиционным ценностям… А вот наше время это слышится всё чаще. Эти призывы слышатся уже не только от представителей РПЦ, они, пусть и слабо, звучат время от времени из развитых стран Европы, где набирают популярность крайне правые политики. На фоне развивающегося постпатриархата, нашествия эмигрантов, раздробления общества на множество агрессивных друг к другу субкультур многие традиционные, патриархальные ценности кажутся уже не столь плохими.

Тут я хочу напомнить – что такое постпатриархат. Это общество капиталистической конкуренции, общество, где все включены в борьбу друг с другом. Закономерно, что в таком обществе будет прививаться индивидуализм (а индивидуализм – это ни что иное, как ориентация на борьбу, о чём я подробнее писал в статье «Философия предательства»), культ успеха и победы (что по сути равнозначно культу маскулинности) для всех членов общества (а не только для мужчин), размывание гендерных ролей, готовность подстроиться под запросы рынка... Постпатриархат неотделим от капитализма и является ничем иным, как проявление капиталистических отношений в странах первого мира, которые, в свою очередь, немыслимы без стран третьего мира, куда выносится производство, добыча ресурсов и откуда поступает «свежая кровь» в виде мигрантов. Ещё для постпатриархата характерна крайняя нестабильность – как и для всей капиталистической системы, которая постоянно нуждается в расширении, в новых рынках, в новых ресурсах, в новых источниках прибыли. Неравенство в этой системе неизбежно, так как конкуренция всегда приводит к тому, что будут немногие победители и многие проигравшие, будут угнетатели и угнетаемые, дворцы и лачуги, страны первого и третьего мира. Женщина в эпоху постпатриархата – это ещё один источник прибыли, как и вообще каждый человек. Это явно или неявно понимают люди в том числе и в странах первого мира – именно поэтому там набирают популярность крайне правые партии и всё громче звучит призыв о возврате к традиционным ценностям… Люди видят патриархальные и постпатриархальные отношения и первые на фоне вторых нередко выглядят лучше. Уж лучше своя собственная архаика, чем чуждая и агрессивная архаика эмигрантов.

Разумеется, воззвание к традиционным ценностям – это путь назад, к стабильности сословного или даже кастового общества. Это патриархат. Но это ложная дихотомия – патриархат или постпатриархат, а третьего, дескать, не дано… Третье уже было в истории человечества – это матриархат. Но стремиться надо не к нему, а к зрелому обществу, которое, в отличие от первых двух состояний, не будет строиться на конкуренции. Это не будет новым матриархатом, культ плодородия не будет возрождён, но и культ силы должен уйти на смену условному культу разума (условному – потому что подлинный разум не совместим с культом). Зрелое общество тоже уже давало свои первые ростки, которые, к слову, не ушли в небытие окончательно. Советское общество не было патриархальным, архаичным, но оно и не было постпатриархальным в силу того, что в нём не было капиталистических отношений, т.е. это не было общество всеобщей конкуренции всех против всех. Советское общество не стало зрелым, подлинно разумным обществом, но я думаю, что именно советское общество впервые в истории человечества сделало попытку прийти к зрелости. Попытка эта не увенчалась успехом как из-за внешних, так и из-за внутренних причин, но это не означает, что опыт того времени должен быть забыт. В конечном счёте, у человечества нет иного пути, кроме пути к зрелости и разуму, к максимально возможному единению и сотрудничеству – как между странами и культурами, так между полами и между отдельными людьми – ради общих целей.

Борис Мединский

31.07.2019

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic