borismedinskiy

Category:

Авторитарность и BDSM


В психологии есть понятие "авторитарная личность". Разные школы и авторы имеют немного разные описания её признаков, но можно выделить её главную особенность - любовь к авторитетам и силе. Именно авторитарная личность соответствует ницшеанской "воле к власти" и, словами Фромма, бежит от свободы. Бегство от свободы - это отказ от ответственности за собственную жизнь, дескать, я гражданин и до конца исполняю свой долг, я солдат и только подчиняюсь приказам, я фюрер и лишь исполняю волю провидения.

Авторитарная личность не нуждается в свободе, она нуждается в авторитете, который даст заповеди, указания, приказы, расскажет о правилах игры. «Вы, Борис Александрович, так говорите про авторитарную личность, как будто это что-то плохое!» — скажет иной читатель и я бы хотел немного оправдаться. Элементы авторитарности неизбежно будут присутствовать в каждом человеке, ведь каждый человек по ходу своего взросления вынужден иметь пример для подражания, должен соблюдать правила общежития с другими людьми и нуждается в неких ориентирах, которые ему будут даваться со стороны. Это совершенно нормально в период становления личности, во время обучения, но уже взрослый человек с преобладанием авторитарного начала в складе своей личности — это не очень хорошо.

Выраженная авторитарная личность демонстрирует неспособность к отношениям на равных. Она стремится к жесткой иерархичности, которая проявляется как в стремлении доминировать и подавлять, так и в стремлении подчиняться тому, кто наделён силой и властью. Это как волк пел в детской сказке: "Я сильных уважаю, а слабых обижаю". Уважение и почитание силы (даже несправедливой) логично подкрепляется презрением к слабости (которая на деле может быть и не слабостью, а проявлением терпимости, доброты и доверия). Авторитарная личность отличается "двуполярным" отношением к миру: или ты или тебя, подчинение или подавление. В этом подходе есть нечто от подросткового максимализма с чёрно-белым восприятием мира, помноженного на неспособность к доверию и подлинной любви, основанной на интересе и доброжелательности. Авторитарная личность избегает, таким образом, невыносимого для неё состояния неопределённости в отношениях. Или полное подчинение, или полный контроль - и в том и в другом случае есть возможность избежать тревоги, так как в первом случае вся ответственность лежит на другом, а во втором имеются все рычаги давления и управления.

Обращаю ваше внимание, что у выраженной авторитарной личности могут на всю жизнь остаться подростковые черты, т.е. она, в некоторой степени, застревает в своём развитии.

Авторитарность может проявляться не только внешне, в том, как человек взаимодействует с другими людьми, но и внутренне, в том, как человек думает и чувствует. Это может проявляться в фанатичной религиозной вере, догматичном следовании привитым с детства и юности правилам и моральным нормам. Критическое осмысление старых авторитетов, убеждений и догм будут восприниматься, как святотатство. Сомнение - это уже грех. Человек сам отгоняет от себя любые мысли, бросающие тень на авторитет, подвергающие авторитет сомнению, боится этих мыслей и, если они всё же приходят, испытывает чувство вины.

Описанный пример относится к ярко выраженной авторитарной личности. Но не всё так просто. Какие-то черты личности проходят стержнем через всю её структуру и являются её костяком, то другие черты могут быть характерны лишь для какой-то отдельной сферы жизни человека, словно лишь одна грань личности несёт на себе эти черты. Я уже говорил о том, что каждый из нас имеет свою толику авторитарности в структуре психики. Человеческая личность вообще многогранна. Есть там и грань авторитарности. Авторитарность не обязательно будет стержневым качеством - хотя такое нередко бывает... Но авторитарность может проявляться в некоторых аспектах. Человек может быть убеждённым гуманистом и в каждом встречном стремиться разглядеть личность, достойную уважения, но, например, в личной жизни он может быть садомазохистом. Только через BDSM сессии он может получать сексуальную разрядку, другое его как-то не цепляет... Это - яркое проявление авторитарности конкретно в сексуальной жизни человека. Разумеется, садомазохистические отношения не сводятся только к авторитарности, хотя она является фундаментом этого явления. И обычно авторитарность даёт о себе знать не только в постели.

Авторитарность приятна своей понятностью и чёткостью, потому что она подразумевает чёткие правила и систему рангов. "Я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак" - эдакая упрощённая система отношений людей, для которых важны правила, порядок, субординация и сила. Есть ли в сексе правила? Конечно. В сексе много игровых моментов (подробнее я разбираю это в соответствующей статье), а игра - это всегда определённые правила. Правила могут быть придуманы самими игроками, они могут возникать спонтанно, у самых маленьких детей и животных правила игр вообще не осознаются - у них это даже не столько игра, сколько весёлая возня, в которой только-только намечаются какие-то правила и закономерности. Но даже там они есть - один участник заводила, второй отвечает... Один условно нападает, второй условно обороняется или убегает... Потом эти роли могут меняться и игроки на ходу подстраиваются друг к другу. Так вот, при авторитарном подходе такая нечёткость, неопределённость в правилах недопустима. Отношение к правилам самое что ни на есть жёсткое, негибкое. Соблюдение правил вносит определённость и надёжность, даёт ощущение надёжности и избавляет от тревоги. Вспомним, что как подавление (контроль), так и подчинение (снятие ответственности) - это по сути разные способы для одной цели - избавления от тревоги.

Знаете, что означает БДСМ? Это аббревиатура от слов бондаж (связывание), дисциплина, садизм, мазохизм. Вообще в полной версии нужно так: BDDSSM, DS посерёдке означает "Domination & Submission — доминирование и подчинение", но BDSM (БДСМ) как-то более звучно. Я бы сейчас заострил внимание на первых двух аспектах...

Есть такая шутка: "хорошо связанный партнёр в предварительных ласках не нуждается" - и в ней есть доля истины. Ведь предварительные ласки нужны для того, чтобы достичь нужного уровня возбуждения - мазохиста же возбуждает собственная беспомощность и всецелая отдача ответственности партнёру-садисту, который в свою очередь возбуждается от осознания собственной власти. Связывание делает роли партнёров абсолютно чёткими и неизменными - становится невозможно отклониться от ролей властвующего и подчинённого ("верхнего" и "нижнего").

Дисциплина - это краеугольный камень авторитарности. Дисциплина и субординация. Субординация прописывается в уставе - и потому в BDSM-сообществе в порядке вещей заключение контрактов, в котором прописываются допустимые действия. Дисциплина - это понятные и чёткие ролевые модели, оговоренные правила игры. Оба игрока спокойны потому, что они играют в одну и ту же игру по оговоренным правилам. Игра понятна - теперь можно наслаждаться игрой. В БДСМ-сессиях нередки ролевые игры (или ролевые игры с элементами БДСМ?) с разыгрыванием своеобразных сценок из жизни военных, полиции, инквизиторов, строгих религиозных школ и бог ещё знает, кого ещё, главное, чтобы были затронуты те сферы общества, где существует чёткая иерархия и дисциплина. Характерный фетиш-стиль с обилием ремней, застёжек, наручниками, ошейником и т.д. так же происходит оттуда, из армейского быта. Вот что говорит Википедия: "Определённое влияние на распространение БДСМ оказало появление таких движений, как «Old Guard leather» и «Samois». «Old Guard leather» представляла собой сеть закрытых клубов гомосексуальной направленности, созданных солдатами американской армии, вернувшимися из Европы после окончания Второй мировой войны. В этих клубах воссоздавалась атмосфера сплетения жестокости, эротизма, иерархии и дисциплины, подобной военной. Организация пребывала в изоляции до 1970-х годов, после чего субкультура «вышла в мир» и утратила гомосексуальную направленность. «Samois» была организацией того же типа, но образованной лесбиянками-феминистками. Действия данной организации привели к началу распространения БДСМ среди лесбиянок, а в 1970-х годах «Samois», как и «Old Guard leather», «вышла в мир», но не утратила своей лесби-направленности. В сегодняшнем виде оба этих движения являются одним из ответвлений БДСМ-субкультуры". Тут я не могу не вспомнить про свой цикл статей о постпатриархате... При нём гендерные роли стали размываться и маскулинная конкурентность и авторитарность стала допустима не только для мужчин, но и для женщин. Но это так, к слову пришлось, основная мысль — это то, что царившая в закрытых гей-клубах иерархия и дисциплина наподобие военной пришлась так по вкусу всему BDSM-сообществу.

Вообще, некоторая авторитарность может быть характерна для целых культур... Вот, например, японская культура. Оттуда пришло явление сибари (шибари) - искусство красиво связывать. Даже фестивали проводятся. Изначально это было делом военных, а с 19 века приобрело эротическую окраску. Или немецкая культура. Дисциплина, военщина, приказы на немецком хорошо отдаются - тут всё ясно. У Фромма немало написано про психологию авторитарности, характерную для широких слоёв германского общества в начале двадцатого века, что послужило чернозёмом для распространения фашистских идей. Некоторые исследователи русскую культуру тоже считают авторитарной, тут я не буду комментировать. Лучше приведу результаты одного, быть может, не очень серьезного исследования про популярность по разным странам БДСМ-порно... На первом месте стоит Гонконг, но это не страна, поэтому переходим сразу к второму месту... Швейцария. Потом Германия и Австрия. Т.е. на первых местах сплошь немецкоязычные страны. Далее - вот удивительно! - Япония. Потом Беларусь, следующая - Россия. На одном уровне с Россией стоит Тайвань - ну у китайцев же тоже культура достаточно авторитарна, не правда ли? И Гонконг туда же...

Б. Мединский, из статьи "Психология BDSM"

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic