borismedinskiy

Category:

BDSM и природа секса

Ведомый и ведущий

Теперь отойдём от авторитарности и перейдём к другим моментам... Для понимания психологии секса вообще и БДСМ в частности, мне кажется очень важным понять - как разделяются роли в половом акте. В сексе явно или не явно присутствует игровой элемент - это, разумеется, не единственная составляющая психологи секса, но очень важная - а в играх есть роли и правила. Кто-то (чаще мужчина) выступает в роли ведущего, того, кто начинает и обладает. Он проявляет инициативу, проявляет настойчивость, во время секса он определяет позу, темп и т.д. Сравнивая с музыкой (а я вообще люблю сравнивать секс с музыкой), ведущего можно сравнить с ведущим инструментом, которому аккомпанируют - т.е. подстраиваются. Второй партнёр (чаще женщина) поддаётся и отдаётся. Это не пассивность, конечно, но это в некотором смысле второй план... Таковы правила, утверждённые, должно быть, в соответствии с патриархальной культурой, где вся активность, ответственность и права принадлежит мужчине. Пассивность женщин считалась настолько естественной и незыблемой, что половое желание и оргазм у женщины воспринимались ещё в конце 19 века, как... отклонение, практически болезнь. Сейчас, к счастью, женщины могут быть инициативными и активными участниками любой сферы жизни, в том числе и половой жизни. Впрочем, как я думаю, до сих пор большая часть женщин предпочитает пассивную роль. Обосновать это предположение я могу двумя аргументами... Во-первых, культурная инерция. Мы формально живём не в патриархальном обществе, женщины с 1917 года получили полноту гражданских и политических прав, которые пока ещё никто не отнял, но культурно мы одной ногой ещё в патриархате. А во-вторых, исследования в BDSM-сообществе. По результатам опросов выявлены следующие предпочтения партнёрской роли:

Роль доминирующего партнёра выбирают:

71 % мужчин с гетеросексуальной ориентацией

11 % женщин с гетеросексуальной ориентацией

12 % мужчин с гомосексуальной ориентацией

Роль подчиняющегося партнёра выбирают:

29 % мужчин с гетеросексуальной ориентацией

89 % женщин с гетеросексуальной ориентацией

88 % мужчин с гомосексуальной ориентацией

(Дерягин Г.Б., Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 165)

Если на самом деле хочет и это было заранее обговорено — это БДСМ. Если нет — это криминал.
Если на самом деле хочет и это было заранее обговорено — это БДСМ. Если нет — это криминал.
Эта парочка определилась с тем, кто ведущий, а кто ведомый
Эта парочка определилась с тем, кто ведущий, а кто ведомый


Резонно можно возразить - дескать, это не тот срез общества, это очень специфическая выборка, чтобы можно было судить о ролях, которые предпочитают обычные люди в своей интимной жизни. Всё так. Но! Большая часть "обычных" людей не очень то рефлексируют по поводу своих ролей в сексе, а ведут себя исходя из того, что "иначе быть не может", т.е. достаточно автоматически. В BDSM-сообществе автоматически быть не может, а роли доминатора и подчиняющегося (верхнего и нижнего) могут выбираться только сознательно. По сути, доминирование и подчинение есть не что иное, как роли ведущего и ведомого в сверхсильном выражении. Выгодное отличие таких отношений ещё и в том, что всё то, что обычно делается полуавтоматически, без должной рефлексии, в случае БДСМ отношений делается по договорённости, обдуманно, целенаправленно осуществляя свои осознанные желания. Думаю, что этим объясняется результаты исследований психосоциального портрета практикующих БДСМ людей... Эти результаты были опубликованы в The journal of sexual madicine от 16 мая 2013 и выводы о "товарищах-извращенцах" очень даже оптимистичными: в сравнении со среднестатистической выборкой они менее невротизированы, более общительны, открыты для нового опыта (ну кто бы сомневался!), а так же более сознательны и менее склонны к соглашательству. Т.е. "извращенцы" оказались как бы успешнее "нормальных"... Я не думаю, что это следствие БДСМ, я думаю, что это следствие осознанности.

Так что, садомазохизм — это здорово и хорошо? Это вообще нормально? К этому вопросу я вернусь позже, а пока давайте продолжим разговор о том, как БДСМ может дать лучшее понимание секса вообще. Мы поговорили про то, что в сексе есть ведущий и ведомый - в рамках БДСМ это будет называться "верхний" и "нижний" с зафиксированными и чёткими ролями. Теперь немного о ролевых играх и ролевых моделях. Как уже было сказано выше про «Old Guard leather», иерархичность и субординация в BDSM-сообществе появилась в связи с американской военщиной: люди, будучи уже гражданскими, продолжали развлекаться уже в рамках игры в иерархичность. Отсюда пошли и все эти милитаристские фетиш-девайсы, униформа и т.д. Кстати, мода металлистов на кожаные чёрные брюки и куртки с заклёпками происходит оттуда же... Нет, это не я к тому, что каждый, кто любит тяжёлую металл-музыку и кому нравится такой имидж, является геем и садомазохистом. Просто так уж сложилось исторически, от этого музыка не становится хуже. Ну да это я позволил себе лирическое отступление... Итак, какие нюансы психологии секса нам открывают ролевые игры и фетиш-инвентарь?

Механизмы полового возбуждения

Дело в том, что и то и другое является ничем иным, как рефлекс-сигналами нашего возбуждения. Они и нужны только для того, чтобы усиливать половое возбуждение, без которого половой акт становится пресным, а то и вовсе невозможным. Разумеется, и то и другое встречается и вне БДСМ. Ролевые игры с изображением каких-либо персонажей не обязательно будет иметь садомазохистическую окраску. Это как в анекдоте: "сантехник пришёл, всё починил и хотел было уже идти, но против сценария немецкого фильма не попрёшь..." или "Таня случайно увидела, что мама примеряет её школьную форму и поняла, что выходные проведёт у бабушки". Почему некоторые люди прибегают к такому маскараду и почему это работает?

Люди занимаются такими вещами для обновления ощущений, для привнесения новизны, акцентуации на игровых моментах, а всё в купе - для усиления возбуждения. Все эти образы школьниц, медсёстёр и работяг в комбинезонах на голых торсах способствуют возбуждению скорее всего в силу ассоциативных связей, наработанных за время учёбы в школе, посещений поликлиник и прочего в этом роде, когда сексуальное напряжение возникает просто по ходу социального взаимодействия, возникает, но не может быть реализованным или даже просто обозначенным - мы ведь приличные цивилизованные люди и о своих истинных желаниях можем сообщать лишь намёками... Это невыраженное сексуальное напряжение складируется в нашей психике подобно тому, как неразложившиеся органические останки оседают в геологических слоях и становятся газом, нефтью и углём. Мама Тани из анекдота, одевая школьную форму с известными целями, через это вскрывает нефтеносные слои своего подсознания и помогает нефтеразработкам в подсознании своего супруга. Только вместо фонтана нефти забьёт фонтан либидо.

Надо заметить, что такое вот «складирование» либидо в результате невыраженного (или даже вовсе не осознаваемого) сексуального напряжения — это больше мужская история, чем женская. Дело в том, что мужчины в целом возбуждаются значительно быстрее женщин, поэтому у них больше возможностей для построения и закрепления ассоциативных цепей. В случае женщин работают несколько иные механизмы… Девочек в целом учат быть правильными и скромными, да в целом девочки лучше социализируются — т.е. более «правильны», чем мальчики. Поэтому женщину в большей степени будет возбуждать переодевание не в костюм медсестры, а в костюм проститутки — т.е. персонажа откровенно неправильного, пошлого, развратного. С этой позиции понятна и предпочтение мазохистической повестки для гетеросексуальных женщин — возбуждение от собственной пошлости, развратности и неправильности в этом случае не будет заглушаться чувством вины за это… Дескать, меня возбуждает собственная развратность, и мне не стыдно, так как я сразу же получаю за это наказание, т.е. расплачиваюсь за свой сладкий грех. Тут уместнее сказать не «расплачиваюсь», а «оплачиваю» — делаю его законным и приемлемым, чтобы потом с чистой совестью вернуться к добропорядочной жизни.

Он плохой, я хорошая. Через союз с ним она может стать плохой и получить сексуальную разрядку
Он плохой, я хорошая. Через союз с ним она может стать плохой и получить сексуальную разрядку


Обращаю ваше внимание и на то, что многие из клишированных образов для сексуальных ролевых игр всё же напрямую связаны с ролями ведущего и ведомого, например полицейский и задержанный, учитель и учащийся, врач и пациент. Эти роли могут быть использованы и в БДСМ вариантах. В случае женщин рефлекс на возбуждение может быть связан с символом прямого или косвенного изнасилования. Что такое игра в изнасилование, как не секс без нарушения образа собственной «хорошести»? Срыв запретного плода без вины за это преступление, обходной манёвр, лазейка в законодательстве.

С фетиш-инвентарём примерно такая же история, как и с ролевыми играми. Там тоже есть варианты без БДСМ окраски: кружевное бельё, чулки, туфли на каблуке и прочее - всё это призвано потянуть за ассоциативные цепочки, уходящие в наш жизненный опыт, в многочисленные ситуации возникшего, но нереализованного сексуального напряжения. В сравнении с ролевой игрой фетиш являет собой ещё более наглядный пример сигнала, на который срабатывает условный рефлекс, запускающий механизм полового возбуждения. Фетишист знает, что его фетиш (к примеру чулки) будет гарантированно настраивать его на нужный лад и без фетиша он может просто не прийти в должное возбуждение.

Нормально, если у человека есть фетиши, ненормально, если он от них начинает сильно зависеть и перестаёт за фетишем видеть другого человека. Надо отметить, что фетишем может быть не только неодушевленный предмет, но и часть тела полового партнёра (например, футфетиш, при котором особым вниманием пользуются стопы), его личная телесная особенность (например, оволосение, ожирение, рыжеволосость, а так же телесные аномалии), так же к фетишизму можно отнести некоторые сексуальные перверсии типа зоофилии и дендрофилии. Так что само явление фетишизма может носить как здоровый, так и патологический характер - всё зависит от того, насколько зависит человек от фетиша, теряется ли за фетишем половой партнёр и какова природа самого фетиша.

Б. Мединский, из статьи «Психология BDSM»

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic