borismedinskiy

Categories:

Бессмертные в кино

"Сыну 5 лет, говорит: - Стану учёным, изобрету эликсир молодости и вы будете жить вечно!

- Сынок, но ведь жить вечно - это так скучно...

- Ну, всегда же можно застрелится."

Анекдот

На днях посмотрел фильм "Век Адалин". Там про бессмертную девушку, которая очень из-за этого страдает. Точнее, не из-за этого, а от того, что не может из-за этой своей особенности жить "нормальной жизнью" и состариться с любимым человеком. Такая вот беда. Она вся такая бежит, он за ней - дескать, я без тебя жить не могу, постой, да как же так! А она вся убегает в страданиях, кричит, что не можем быть вместе (я не могу сказать почему!), её глаза затуманены слезами и волосы развеваются красиво и драматично - ух, аж дух захватывает! И ладно, что уже 107 лет девочке - накал страстей не утихает в чувствительном сердце героини.

Этот фильм поднял во мне целую волну негодования на его своеобразный сексизм. Нет, сексизм фильма не явный, но очень он обильный. Он в том, что человек, которому за сто лет, при этом полностью сохранивший молодость, ясность ума и здоровье, остался при том заложником архетипа женственности (см. мою статью "архетип женственности"), остался заложником общественных установок о женщине, остался девушкой, которой немного за 25. Бессмертие - всего лишь возможность повыпендриваться несвойственными юности навыками, блеснуть знаниями и вызвать "вау эффект" среди мужчин, которые ценят начитанных девушек. И все. В остальном бессмертие - это беда, прям проклятье, которое делает невозможным создание "нормальной семьи" - а ведь что может быть важнее для женщины, чем "нормальная семья"! Бессмертие - ерунда, мелочь, досадное препятствие на пути к настоящему предназначению женщины... Понимаете, почему фильм очень сексистский и почему так меня возмутил?.. Ну да ладно, я хочу поговорить не о сексизме, а о бессмертии.

На вскидку я могу вспомнить ещё два фильма, в которых тема вечной жизни была в центре повествования - это "двухсотлетний человек" и малобюджетный фильм "человек с земли". В первом фильме главный герой не человек, а робот, и он, как и полагается роботу, не старился и был гипотетически бессмертным, но ради признания себя человеком в глазах общества, а так же из-за любви к жене, очеловечился настолько, что добровольно отказался от бессмертия, состарился и умер. Тогда и только тогда признали его человеком, кстати. Пока был бессмертен - ты просто вещь и никак иначе. Такое вот насилие над личностью - а этот робот был личностью. Второй фильм более камерный и артхаусный, бессмертие героя никак не объясняется, а годочков ему не сто и не двести - 14 тысяч. Во многом этот фильм выглядит правдивее и честнее - наверно потому, что в нём не затрагивается тема семьи как высшей ценности.

Бессмертие... Меня беспокоила эта тема давно - как с философской точки зрения, так и с точки зрения искусства. Бессмертие с давних пор было эдаким архетипом... Это атрибут богов и тех мудрецов и героев, которые становятся подобными богам. Когда я был подростком, мне нравились образы вампиров и эльфов - они ж бессмертные. Эльфийское царство - это проекция пожизненного рая на земле, причём как в ироническом ключе, как интернет-мем "страна эльфов", так и в ностальгически прекраснодушном, как толкиенский Лориэн. Образ земли, которую населяют красивые и бессмертные существа, тоже архетипичен. У советского фантаста С.Снегова, который явно Толкиена не читал, этот архетип был воплощён в образах инопланетян галлактов, "прекрасных, как греческие боги".

Вампиры стали привлекательными персонажами совсем недавно - возможно, с подачи Энн Райс с её циклом гомоэротичных романов о бессмертных бледнолицых красавчиках-кровососах. И ладно, что проклятые - зато вон какие душки, бессмертные и стильные, ну а что людей убивают - ну дык для ряда читателей в наш мизантропический век это даже плюс, а не минус. Главное отличие вампиров - это то, что они не пытаются полноценно встроиться в человеческое общество или создать собственную страну, они не видят света дня и ведут скрытый образ жизни, как и полагается проклятым. Но это мелкие неудобства в сравнении с тем, что они получают сверхчеловеческие способности и - главное - бессмертие. В фильме "выживут только любовники" вампиры используют своё бессмертие на раскрытие своего творческого потенциала, развивая науку и искусство. А ведь действительно - разве бессмертие не делает творческий потенциал бездонным? Бессмертие - это возможность бесконечно оттачивать своё мастерство во всех видах творческой деятельности и возможность бесконечно учиться, становясь экспертом во всём, в чём в принципе можно стать экспертом... Было бы ради чего.

Б. Мединский, из статьи «Бессмертный человек»

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →