borismedinskiy

Category:

Парфюмер Зюскинда

Недавно я снова перечитал единственный роман Патрика Зюскинда "Парфюмер". Я нахожу эту книгу совершенной по своей форме - слог, темп повествования, пропорции натурализма и условности - всё на высочайшем уровне. Конечно, тут надо отдать должное и переводчику. Когда читаешь хорошо написанную и уже прочитанную ранее книгу, то получаешь ровное, спокойное эстетическое наслаждение. Не боишься, что книга разочарует и от неё не ждёшь потрясений. Это как прогулка по давно исхоженному, но от этого не потерявшему своего очарования парку или скверу. Когда устал и хочется отдохнуть душой, тогда тянет не на новое, а на проверенное и надёжное старое. Ну и если сам меняешься хоть немного, то в этом старом можно найти немало нового. А уж в такой многоплановой книге, как "Парфюмер", всегда можно найти новый пласт смыслов.


Книга эта о зле и сопутствующем злу - власти, обладании и отсутствии любви.
Будучи совершенной по форме, по содержанию она... Хм... Книга эта очень европейская, очень современная, т.е. очень постмодернистская. Критики будущего напишут, должно быть, следующее: "Зюскинд в своем произведении отразил упаднические настроения современной ему эпохи постмодернизма с характерными для нее воинствующим индивидуализмом, скепсисом, неверием в человека и презрением к нему. За ширмой захватывающего повествования стоят не очевидные при невнимательном прочтении глубокое отчаянье и пессимизм. Главный герой сугубо отрицательный, как его характеризует сам автор, но ему не противопоставляется никакого положительного персонажа. В книге нет конфликта хорошего и плохого, так как герой борется с миром, в котором нет ничего подлинно ценного. А такое положение вещей приводит к типичной для постмодерна трактовке: отрицательный герой перестаёт быть таковым и становится просто героем, вызывающим сопереживание и сочувствие, тем более герой этот - творец, который в мире произведения является единственным, кто понимает истинное положение вещей и единственный, кто способен создавать истинную красоту и ценность... Воистину эпоха постмодернизма - эпоха отчаянья, раз наиболее значимые авторы рисовали такую картину мира - это надо учитывать при прочтении... Книга блестяще показывает тупиковость пути развития личности, не способной преодолеть своего эгоцентризма и не способной к любви."


Напоследок пару слов о фильме. Так как роман "Парфюмер" - это притча, то он обладает главным свойством притчи: обобщённостью и символичностью. Фильм на мой взгляд хорош, с точки зрения визуального ряда и музыки вообще шедевр, но, как обычно, слабее с точки зрения смыслов. Фильм гораздо труднее, чем книгу, сделать притчей, особенно в рамках требований рынка, но у меня к создателям никаких претензий - они очень бережно отнеслись к оригиналу.

Б. Мединский, 

30.04.2018

https://vk.com/borismedinskiy

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic