borismedinskiy

Categories:

Смысл жизни, часть 1


Предисловие от 16.09.2020

Дорогие читатели, я не думал, что к этой статье понадобится предисловие, но вынужден всё же написать пару слов для того, чтобы избежать недоразумений. Дело в том, что название этой статьи само по себе придаёт ей эдакий эзотерический, почти сектантский привкус, что мне категорически не нравится. Менять название? Но статья о смысле жизни, тут ничего не поделаешь, к тому же за 2 года она уже успела разойтись в интернете под этим названием и была хорошо встречена многими читателями. Да и не виновато словосочетание "смысл жизни" в том, что ряд сект используют его для своих целей. Так уж повелось, что про смысл жизни любят порассуждать не только философы, но и лидеры сект, суля людям простые ответы на сложные вопросы.

Люди попадают в секты чаще всего в период сложностей в жизни, в период возрастного, экзистенциального кризиса, т.е. тогда, когда человек словно лишается привычных ориентиров, когда прежние надежды и чаянья терпят крах и жизнь словно лишается смысла. Секты ловят на то, что "только мы можем помочь, только мы обладаем истиной, только мы знаем - в чём смысл жизни". Это как в известном мультсериале:
"— Дружок, судя по нашим тестам, ты в глубокой депрессии. Помочь тебе выйти из нее может только саентология.
— Хорошо, а что делать-то надо?
— Надо сдать 240 долларов".

Увы, вопрос про смысл жизни порядком оброс сектантскими, мракобесными, эзотерическими наслоениями. Одна из моих задач в написании этой статьи как раз в том и заключалась - убрать эти наслоения, рассмотреть этот вопрос с позиций материалистической философии, психологии, развития личности и общества. Я не обещаю простых ответов на сложные вопросы, а сразу же, с порога заявляю - вопрос о смысле жизни вообще не корректен. Смысл конкретно чьей жизни? Для жизни вообще есть только ответ биологии: самодубликация, передача своих генов в другие тела - сначала это было с помощью деления, потом появились другие способы, но они преследовали ту же цель. В то же время само понятие смысла в биологии отсутствует. Это мы, разумные существа, можем наделить процесс жизнедеятельности на нашей планете смыслом. Сама же жизнь не мыслит, она существует бездумно и неосознанно. Осознанное существование и понятие смысла появляется только, говоря языком материалистической диалектики, с появлением социального уровня движения материи (т.е. нас), предыдущие уровни - физический, химический и биологический - просто существуют как данность, существуют и обходятся без всякого смысла. Но про нас, про людей и человеческое общество, так сказать нельзя. Мы не можем без смысла. А раз человек нуждается в смысле, то мне, как психологу, нельзя обходить этот вопрос. И, разумеется, у меня нет на него универсального ответа, который может удовлетворить всех и каждого. У меня есть только описание общего плана по обретению собственного смысла жизни и основных препятствий на этом пути. Я материалист и потому как сам не полагаюсь ни на какие сверхъестественные силы, так не призываю к этому и вас, дорогие читатели.

Б. Мединский

Вопрос о смысле жизни

Вопрос о смысле жизни с древности является одним из самых важных философских вопросов. Задаются им не только философы, этот вопрос прямо или косвенно встаёт перед каждым человеком, тем более перед человеком мыслящим, способным к рефлексии. Традиционно этот вопрос считается невероятно сложным, иногда даже вовсе неразрешимым. Часто от этого вопроса просто отшучиваются – типа как «нашедших смысл жизни психиатр принимает без очереди» - ага, очень смешно. Или прибегают к нечестным уловкам: смысл жизни в том, чтобы искать смысл жизни, например. Или вот такая псевдомудрость: «смысл жизни в том, чтобы просто жить». Отличный ответ, всё прям ясно стало! Червяк вон тоже просто живёт, кушает и размножается – и мы не хуже. Да, ещё один ответ из этой же серии – смысл жизни в том, чтобы оставить после себя жизнь (в интернете это высказывание сопровождается ещё слащавой картинкой с ребёночком). Тогда в чём же наше отличие от тех же червяков, которые тоже оставляют после себя жизнь? Неужели мы ничем не отличаемся от животных?! 

Есть другой способ сбежать от ответа и поисков ответа – просто объявить об отсутствии в жизни смысла. Так сделал постмодернизм, который вообще отрицает существование истины, а потому и смысла как ценности. Да, вы можете придумать себе смысл жизни, постмодернизм не запрещает этого, но это будет не более чем игрой ума для вашего же развлечения. Примите, что в жизни нет смысла и успокойтесь. Нет смысла – нет проблем. Займитесь тем, что вам интересно и не забивайте голову глупостями – хотя нет, забивайте на здоровье, ведь всё на свете глупости. Разумеется, такой ответ не может удовлетворить и успокоить. Человеку нужны смыслы и цели, и порой даже в большей степени, чем свобода, безопасность, благополучие. Как говорил Виктор Франкл, «если у человека есть "зачем", он вынесет любое "как"».

Такие смыслы в готовом виде может дать сильная, твёрдая, не отравленная сомнением религиозная вера. В священных книгах уже все расписано – как и для чего нужно жить, человек должен только следовать инструкции. И эта схема прекрасно работала на протяжении многих столетий, пока порождённый экономическим, социальным и культурным прогрессом яд сомнения не убил чистоту религиозной веры – ведь чем больше человек познаёт мир вокруг, тем меньше в нём места для Бога из древних текстов. Для чистой, незамутнённой веры нужно такое же чистое, незамутнённое доверие авторитетам, а потому самая искренняя вера может быть у детей и у тех взрослых людей, которые в ряде аспектов остались на детской стадии психического развития. Например, у неграмотных, тёмных и обычно не покидающих родной деревни на протяжении всей своей жизни средневековых крестьян вполне могла быть такая вера. Но уже современные подростки, получающие школьное образование, не могут глубоко верить в религиозные догматы, они непременно начнут сомневаться в них. Растущий, развивающийся ум неизбежно будет подвергать критике все прежние детские установки и это, кстати, одно из проявлений ума. Скепсис молодёжи – это не следствие некой ее особой бездуховности, это следствие ее образования и свобод. Развивающийся разум проявляет себя в сомнении и в ряде неудобных вопросов, главным из которых будет вопрос о смысле жизни.


Религия существенно сдала свои позиции и начался, словами Мартина Бубера, период экзистенциальной бездомности в противовес предшествующему периоду экзистенциальной обустроенности, когда человек был включён в надчеловеческие смыслы. В античности человек был частью космоса и частью полиса, в средневековье – частью божественного замысла. А сейчас мы остались одни. Мы стали сами по себе посреди равнодушного мира, частью которого мы перестали быть, из которого мы словно выпали, как птенец из гнезда… Ницше, любитель красивых фраз, провозгласил, что Бог умер, другие просто сказали, что Бога нет и не было никогда. Третьим, не отказавшимися от веры в Бога, пришлось прийти к выводу, что Бог не может быть и всемогущ и всеблаг – только одно из двух! Например, Бердяев – еретик от православия – не смог отказать Богу в его всеблагости, но бесчисленные ужасы, творящиеся на земле, был вынужден объяснить тем, что Бог не всемогущ, что есть силы и законы, которым и Бог должен подчиняться. А это лишает Бога его главного качества – он перестаёт быть Абсолютом, а потому не может единственно верно обозначить нам смысл жизни. Как бы то ни было, но сейчас и верующие люди – это не те верующие, кто верил с доверчивостью ребёнка. Я думаю, что подавляющее большинство религиозных людей в наши дни – это люди, которые пришли к вере в результате мучительного пути, в котором искали точку опоры и ответы на вечные вопросы. Агностикам и тем более атеистам вроде меня можно вспомнить слова Сартра о том, что у каждого человека в душе дыра размером с Бога и каждый заполняет ее как может. Дополню эту мысль следующими рассуждениями – раньше, в период экзистенциальной обустроенности, этой дыры в душе людей не было, но сейчас она там есть. И дыра эта – вопрос о смысле жизни, заполнить же ее можно лишь ответом на этот вопрос.

Как я уже писал, этот вопрос считается невероятно сложным. Думаю, что такое отношение продиктовано тем, что люди в своём большинстве даже не знают, как к нему подступиться… Я предлагаю сначала порассуждать о смысле вообще. Согласитесь, что прежде чем думать о смысле жизни, стоит разобраться с понятием смысла.

Конец 1 части

https://vk.com/borismedinskiy

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic