borismedinskiy

Category:

Зрелая личность

Смысл жизни, часть 6

Три этапа становления личности

Давайте уже перейдём к самой сути вопроса. Итак, в чём же смысл жизни? В силу того, что мы все разные, имеем разный жизненный опыт, разные обстоятельства и разные ценности, то и смыслы наших жизней будут разные. В то же время есть общие закономерности в нашем развитии, что позволяет нам выделить основные вехи в личностном становлении — и в этом отношении мы едины.

Я выделяю в жизни человека три этапа: этап непродуктивной гармоничности (детство), этап дисгармоничности (подростковый возраст и, как правило, последующая жизнь) и этап продуктивной гармоничности (психологическая зрелость). Для каждого этапа – свои смыслы.

Смешно рассуждать о смысле жизни дошкольника. Он нам всем очевиден – смысл его жизни в данный момент в том, чтобы расти и социализироваться. Отсюда понятно, что он должен делать – он должен играть, правильно питаться, общаться со сверстниками, развиваться физически через спортивные игры, постигать самые азы того, как устроен окружающий мир… Его цель понятна нам, взрослым. Сам дошкольник в силу неразвитости своего сознания особо не задумывается о таких вещах, как смысл жизни. Ему не до этого. Он занят очень важными делами – он выполняет то, в чём его смысл и предназначение. Да, как я писал выше, современное общество толком не может обозначить ребёнку – а для чего он взрослеет, что ждёт его там, в будущем? Да, это накладывает на ребёнка свой негативный отпечаток и дети даже дошкольного возраста уже учатся быть потребителями – потому что таковыми являются окружающие люди. Но, несмотря на убогость предлагаемых смыслов в будущем, в своём настоящем ребёнок живёт в соответствии со своим предназначением, своим смыслом. Проблема начинается тогда, когда развитие разрушает первоначальную гармоничность и подросток впервые за свою жизнь начинает задаваться основополагающими вопросами, начинает активно строить своё мировоззрение, стремится оторваться от родителей, чтобы приблизится к тому, чтобы стать самостоятельным, полноценным членом общества. К какому обществу готовит себя подросток? Кому подражает? На кого ровняется, кого обсуждает со сверстниками? Кем быть в обществе, в котором тебя ждёт конкуренция, культ потребления, ложь и манипуляции, китч и цинизм? Или, может быть, совсем не стоит стремиться туда? А для чего тогда жить? Этот вопрос остаётся открытым, но так как природа не терпит пустоты, то подросток вынужденно берёт на вооружение навязанный невротичный культ потребления. «Бездуховность», неуважение к предкам, цинизм и хамство молодёжи продиктованы главным образом двумя вещами: убогостью предлагаемых обществом смыслов и защитной реакцией на это убожество. Вот, к примеру, искусство. В обществе потребления искусство – это товар, который должен хорошо продаваться. В шоу-бизнесе ориентируются на самый массовый, а потому невзыскательный, примитивный и вульгарный вкус – и у огромной части аудитории формируется в итоге самый невзыскательный, примитивный и вульгарный вкус. Если быть точнее, то в этих условиях у огромной части аудитории не может сформироваться иной вкус, кроме как самого невзыскательного. Другая часть молодёжи, преисполненная презрением к попсе, уйдёт в андеграунд. В последние десятилетия и андеграунд стал, отчасти, разновидностью шоу-бизнеса, который поставляет свой товар каждой категории потребителей. Если часть аудитории хочет бунта, протеста и самовыражения – ей будет предложен товар по вкусу. Не стоит запрещать молодёжи бунтовать – лучше сказать, что ее мнение очень ценно и что она имеет на это право – и под эту дуду продать ей разнообразного «бунтарского» товара, который подчеркнёт всю яркость личности нашего нонконформиста… Остаётся ещё третий путь — отказ от взросления, чтобы остаться ребёнком как можно дольше. На западе есть термин «кидалт», который отражает эту тенденцию.

Резюмируя, можно сказать так: в нашем современном обществе худо-бедно реализованы условия для того, чтобы человек мог реализовывать себя на первой стадии своего развития, чтобы ребёнок рос и социализировался. Смысл ребёнка признаётся и ему оказывают в этом поддержку. Если случится беда и ребёнок останется без родителей, государство обязано дать ему возможность иметь кров, иметь возможность обучаться и получать медицинскую помощь. Но с 18-ти лет человек считается взрослым и полностью ответственным за себя. Я ничего не имею против ответственности, но, давая человеку ответственность, необходимо также создать человеку условия, при которых он мог бы вынести эту ответственность. На деле же 18-тилетний человек без родителей и их финансовой поддержки совершенно беспомощен, дай бог, чтобы к 25-ти годам он стал полностью независим от них. Личностное развитие также полностью пущено на самотёк: в формировании мировоззрения и личной идеологии человека на равных участвуют самые различные, включая откровенно деструктивные силы. Короче, для человека на второй стадии развития личности (на стадии дисгармоничности) не создано надлежащих условий для реализации своего истинного предназначения – для выхода на третью стадию развития личности, для обретения подлинной зрелости.

Итак, смысл жизни человека на втором этапе развития личности, на этапе дисгармоничности в том, чтобы достичь третьего этапа, этапа продуктивной гармоничности. Это так же очевидно, как и то, что смысл ребёнка – вырасти физически и психологически. Экзистенциальный вакуум нашего времени – это всего-навсего выражение НЕПРИСПОСОБЛЕННОСТИ ОБЩЕСТВА К ТОМУ, ЧТОБЫ ЕГО ЧЛЕНЫ МОГЛИ ДОСТИГАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ. Это связано с тем, что в своём развитии наше общество потенциально уже достигло возможности выйти на новый уровень (в отличие от патриархального, у которого такой возможности нет), но в силу ряда причин остаётся незрелым – подробнее про это я писал в статьях «развитие личности и общества», сейчас речь не про это.

В двух словах я напомню признаки зрелой личности – тем более, что их совсем немного, всего три. Первый – зрелая личность должна быть на своём месте в обществе. Она знает его и не сомневается в этом. Если сузить смысл моих слов, то зрелая личность должна иметь возможность работать на работе, соответствующей ее подлинным задаткам и интересам. В этом случае говорят: «Вот человек на своём месте»… Человек на своём месте— это человек со своим делом, делом, которое он любит и в котором видит смысл. Понятно, что условиях капиталистических отношений это бывает очень редко, так как главный нынешний критерий качества профессии – это ее престижность и, соответственно, оплачиваемость на рынке труда, а потому человек не может быть свободен в выборе профессии. В СССР тоже её не было в полной мере, но всё же разница оплаты была несравненно меньше, а лозунг «все профессии нужны, все профессии важны» звучал постоянно уже с начальной школы.

Второй признак зрелой личности – она не боится подлинной близости в отношениях, т.е. не боится представать перед другим человеком тем, кем она на самом деле является. Если говорить проще, зрелая личность умеет быть абсолютно честной как с другими, так и с собой. Только при соблюдении этого условия человек способен на зрелую, здоровую, подлинно конструктивную любовь. Опять-таки, в условиях конкуренции, борьбы, постоянного самоутверждения, глубокого социального неравенства, а так же неизбежным в таких условиях страхом перед другими людьми, страхом перед неуспешностью и невостребованностью на рынке труда и рынке межличностных отношений очень трудно быть честным даже с самим собой. Честность всегда требует определённого мужества, а в таких условиях, когда человек человеку волк — тем паче. С волками жить – по волчьи выть, поэтому в обществе, построенном на конкуренции, человек неизбежно будет скрытен, подозрителен, агрессивен и склонный к манипуляции, хотя внешне может лицемерно демонстрировать открытость и дружелюбие. Так что второй признак на деле едва ли легче осуществим на практике, чем первый, хотя на первый взгляд может так показаться.

Третий признак зрелости – это способность выходить за пределы своего эгоцентризма. Подробнее на эту тему написано в статье «иллюзия эгоцентризма». Иначе говоря, человек должен уметь увидеть себя, как часть чего-то целого, должен найти ценности, которые он осознанно смог бы поставить выше себя самого, найти цели, ВЫХОДЯЩИЕ ЗА РАМКИ ЕГО ЖИЗНИ. Это имеет важнейшее значение для того, чтобы человек мог увидеть смысл как в своей деятельности, как в окружающем его социуме и других людях, так и в себе самом. Оба первых пункта не могут быть реализованы в полной мере в отсутствии третьего. Не умеющий выходить за рамки своего эгоцентризма человек никогда не достигнет психологической зрелости и, соответственно, никогда не найдёт смысла своего существования. Это становится ещё понятнее в свете определения смысла как отношение в дихотомии «часть – целое», т.е. указывает на место объекта в некой целостности, в некой системе. Человек, являясь целым, в то же время является частью чего-то большего, чем он сам. Зрелая личность может определённо сказать — частью какого целого он является, каким богам служит, ради чего он живёт, что он может считать важнее себя. Причём стоит понимать, что личностно зрелый человек не является заложником этого целого, частью которого он стал — потому что его присоединение к этому целому было добровольным и желанным актом свободного выбора. Так художник видит себя добровольным служителем искусства, а учёный — служителем науки. Служителем, а не заложником и не жертвой. Выход за пределы эгоцентризма тут в том, что в мировоззрении человека центральным становится его дело, а не он сам…

Все три пункта взаимосвязаны и образуют своеобразное триединство. Поэтому третий пункт едва ли может быть достижим, если человек не пытается реализовать себя по первым двум критериям зрелости, а с этим-то как раз довольно туго в нынешних реалиях. Разумеется, это не значит, что сейчас нет психологически зрелых людей. Они есть, но их очень мало. Маслоу в своё время определил их число в 1% от популяции.

Конец 6 части

Б.Мединский

https://vk.com/borismedinskiy

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic