borismedinskiy

Category:

Здоровое общество и зрелая личность

Смысл жизни, часть 7

Смысл жизни и смысл общества

Я думаю, что критериями здорового общества не могут быть ни иллюзии демократических свобод, ни вытекающий из постоянной борьбы плюрализм мнений различных политических партий, ни права всевозможных меньшинств (что никак не вяжется с демократией в её первоначальном значении), ни даже уровень жизни граждан, хотя последний пункт более существенен… Я думаю, что единственный критерий подлинно здорового общества – это насколько общество способствует формированию зрелых личностей. Одного этого критерия достаточно, чтобы понять – насколько общество справедливо, безопасно, осмысленно, разумно, насколько высоки в нём уровни образования и социальных гарантий. Насколько доверительные отношения царят в этом обществе между его членами, насколько много в обществе настоящих профессионалов, по-настоящему ответственных людей, по-настоящему счастливых людей. Насколько осмысленно общество в целом. Сейчас общество бессмысленно, т.е. не имеет внятной общей цели и потому психологически зрелые люди возникают в нём лишь как побочный эффект, можно сказать — случайно. Я считаю, что при капиталистических отношениях иначе и быть не может. Я это называю «экзистенциальным тупиком» капитализма и выхода из него нет. Смысл был у первобытного общества (выживание). Смысл есть у традиционного общества. Смысл есть у социалистического общества. При капитализме же в лучшем случае есть иллюзия, которая называется «американской мечтой». Подлинным смыслом она быть не может, потому как носит исключительно индивидуалистичный, эгоцентрический характер, а подлинный смысл жизни всегда выходит за рамки жизни.

Мне возразят, что описанных мной зрелых личностей не может быть много, потому что такими могут стать очень немногие. На это я скажу – да, при нынешних общественно-экономических отношениях такими действительно могут стать очень немногие. Многие потенциально способные на это люди не могут реализовать своего потенциала в силу невозможности реализовать условия для обретения зрелости в условиях конкуренции, специфики рынка труда, а так же засилья ложных, откровенно мракобесных идей и навязчивой пропаганды личного успеха как главной цели в жизни.

Так как же вырабатывать личные смыслы? Как найти смысл жизни, СВОЙ смысл жизни? Смысл обретается в результате деятельности, способствующей развитию человека, способствующий раскрытию потенциала человека и способствующей личностному созреванию человека. Смысл жизни у всех нас один – достичь психологической зрелости и обрести, таким образом, подлинного себя. Без этого любой поиск смысла жизни становится абсурден. Это можно сравнить с тем, как ученик начальных классов теряет покой в связи с тем, что не знает – что же преподают в десятом классе. Нам очевидно, что даже если и дать этому ученику такую возможность и посадить его в класс к старшеклассникам, то он ничего толком не поймёт – или поймёт неверно. Смысл жизни очевиден для того, кто достиг личностной зрелости через реализацию себя в обществе, в отношениях и в преодолении эгоцентризма. У каждого такого человека есть свой, персональный смысл жизни. Этот смысл будет совершенно неочевиден для того, кто находится на предыдущей стадии личностного развития, т.е. для того, кто личностно незрел.

Что я могу сказать молодому, не успевшему реализовать себя ни в отношениях, ни как профессионал, человеку, который живёт в современном обществе? Его могут справедливо не устраивать предлагаемые обществом симулякры смыслов, а сформировать собственные он не может в силу личной незрелости. Я бы ему сказал правду: что в естественной среде нет смысла в нашем, человеческом понимании, есть только закономерности. Что сейчас в обществе по-настоящему не транслируется иных смыслов, кроме как «живи ради потребления». Но так было не всегда и так будет не всегда потому что всё процесс — и он сам, и общество, в котором мы живём. А потому мы все будем меняться… Сказал бы, что ты можешь попробовать жить легко, не напрягаясь, приняв внешние смыслы нынешнего социума – тогда жизнь твоя будет, скорее всего, пустой и бессмысленной. Или ты можешь попробовать выработать собственные смыслы – для этого требуется мужество и упорство, необходимые для обретения зрелости. На первых порах найти для себя авторитет. Но время от времени надо бы внимать и к иным точкам зрения, развивать умение критически осмысливать даже то, что уже принял для себя. Придётся стать увлечённым человеком, или/и философом. Ориентироваться в выборе профессии не на престиж, а на свои подлинные интересы. А что бы они были, эти подлинные интересы, надо себя пробовать в разной деятельности. Изучать самую разнообразную теорию, но избегать эзотерической псевдомудрости. Что стоит придерживаться проверенных временем научных концепций и избегать лёгких ответов на сложные вопросы – как правило, они манипулятивны. И, как бы не увлекала теория, не забывать о практике – о реальной реализации себя в обществе и в отношениях. Пытливому, жаждущему смысла молодому разуму очень важен старший товарищ. Очень жаль, но таким старшим товарищем практически никогда не может быть родитель по двум причинам – во-первых, родители редко бывают зрелыми личностями в силу того, что зрелых людей вообще немного, а во-вторых и в главных – от родителей дети закономерно стремятся отдалиться для обретения самостоятельности и редко когда бывает повторное сближение. Впрочем, всякое бывает и если родитель у ребёнка является состоявшейся зрелой личностью, то почему бы и нет? Старший товарищ нужен в первую очередь для примера человека со смыслом. Пусть ученик потом и разойдётся в мнениях с учителем, как Аристотель, который сказал «Платон мне друг, но истина дороже!», но пример наличия смысла жизни у другого необходим для того, чтобы выработать собственный. Иногда таким учителем для человека может стать книга, точнее, автор книги.

Конец 7 части

Б. Мединский

https://vk.com/borismedinskiy


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic