borismedinskiy

Category:

Михаэль Энде и его книги

Недавно прочитал книгу Михаэля Энде "Момо". Задолго до этого я читал ещё одно, самое известное произведение этого писателя - "Бесконечная история" и потом неоднократно перечитывал, так как каждый раз находил в ней нечто новое для себя. Произведение гениальное, в котором невероятным образом автор умудрился спрессовать в форме взаимосвязанных притч огромные пласты смысла, на разбор которых ушло бы гораздо больше текста, чем объём самого произведения. Роман "Момо" тоже гениален, хоть и не так грандиозно, как "Бесконечная история" - но встать с ней хотя бы на один уровень практически невозможно - настолько это произведение закончено и масштабно.

Михаэль Энде
Михаэль Энде

"Момо" - роман о жизненных ценностях, обществе отчуждённого труда и потребления. В нём очень хорошо показана катастрофа духовного иссушения, нравственного перерождения людей в условиях всё увеличивающийся рыночной конкуренции в капиталистическом обществе. Книга была написана в 1973 году и проблемы, поднятые в ней, были в нашей стране на тот момент совершенно не актуальны - должно быть, поэтому она была переведена на русский совсем недавно. Сейчас с актуальностью полный порядок - читайте на здоровье, всё поймёте и прочувствуете.

"Бесконечная история"("Бесконечная книга", "История, конца которой нет" - варианты названия в разных переводах) была написана в 1979 году и впоследствии экранизирована аж в трёх частях. Лучшей и наиболее близкой к тексту была первая часть, но и она вызвала у автора такое негодование, что он потребовал убрать своё имя из титров, так что не стоит судить по фильму о первоисточнике. Фильм неплох, но он, разумеется, не отражает всей глубины произведения. Про второй и третий фильм я просто умолчу.

Книга делится на две части и мне хочется сказать несколько слов про вторую часть - хотя первая ничуть не хуже. Во второй части очень ярко показано становление личности - пусть и в метафоричной форме сказочной притчи - которая проходит все этапы взросления. Начинается всё с этапа рождения, когда человек только открывает для себя мир и строит свой собственный внутренний мир на основании своего взаимодействия с миром внешним. Это этап непродуктивной гармоничности и на этом этапе герой ещё совершенное дитя. Что характерно, это дитя сначала сталкивается с безусловно принимающей его божественной материнской фигурой (Детская Королева), символе абсолютной безусловной любви, которая не делает разницы между плохим и хорошим. В этом абсолютном принятии и отсутствии оценки возможно и таится способность дать импульс к дальнейшей жизни. Потом же, когда материнская фигура уходит, герой встречается с персонажем, которого можно сравнить с грозным богом-отцом (Граограман), от которого тот получает оружие и наставления. С матери начинается мир, но учит взаимодействию с миром отцовская фигура высшего Авторитета. Авторитет способен только на условную любовь, т.е. любит он только ЗА ЧТО-ТО, но именно благодаря этому он и может быть Авторитетом и давать уроки...
С момента отхода от этой фигуры начинается второй этап в развитии личности героя - начинается стадия условной подростковости, стадия дисгармоничности. Начинается множество приключений, головокружение от успехов, ложные цели, жажда власти и последующий сокрушительный крах. В этот период личность интенсивно развивается, меняется и легко может зайти в своём развитии в тупик, как тупиковая ветвь эволюционного древа. Этот этап развития личности по религиозной мысли есть ни что иное, как грехопадение, но только после грехопадения человек обретает свободу воли и возможность выбора - собственно, становится человеком. В этот период герой становится всё более и более отталкивающим и гадким - уж извините за спойлер. Дисгармония этого периода приводит героя к катастрофе, к крушению иллюзий, но именно это и приводит его на путь к личностной зрелости.
Примечательно, что на этом пути на новом уровне переживает то, что пережил в самом начале - встречу сначала с материнской, а потом и с отцовской фигурой - это мама Айола и горняк Йор. Только теперь материнская фигура не благословляет на жизнь, а отпускает грехи, авторитетная отцовская фигура выступает уже не сияющим абсолютом, но только наставником и спутником в тяжёлом труде. Достижение зрелости - хотя вернее сказать, начало достижения зрелости - это в некотом роде новое рождение, возвращение к утраченной гармоничности, только, согласно законам диалектики, на новом уровне. С этого начинается этап продуктивной гармоничности, когда человек уже не стремится стать кем-то, а хочет стать собой и реализовывать свой собственный потенциал. На этом этапе человек способен к подлинной любви к себе и другим, причём любовь к себе и любовь к другому оказываются совершенно неразделимыми понятиями.


Атрей и Фухур. Лучшая иллюстрация на мой взгляд
Атрей и Фухур. Лучшая иллюстрация на мой взгляд

"Бесконечная история" - очень недооценённая книга, как я думаю. Вот, к примеру, книгу "Маленький принц" знают все, она разошлась на цитаты и распиарена будь здоров. Книжка выдающаяся, никто не спорит, замечательная книжка, тоже притча и тоже воспевающая детское, творческое начало в человеке, но всё же по масштабности, глубине и увлекательности я однозначно отдал предпочтение "Бесконечной истории", к тому же в ней нет своеобразной французской слащавости и депрессивности, которая не всегда приходится мне по вкусу - пусть лучше будет немецкая основательность и прямолинейность. Впрочем, возможно именно слащавость вкупе с изяществом и маленьким объёмом и принесло Маленькому Принцу всемирную славу, в то время как немецкие эпичность и абстрактность надолго вышли из моды.

Детское начало в человеке, волшебство детского мира, внутренний ребёнок, творческий потенциал, подлинное желание - вот не полный перечень тем в творчестве Михаэля Энде. Эти темы поднимаются и у психологов. Я тоже поднимал и неоднократно ещё подниму эти темы как одни из самых важных тем в психологии.

Б. Мединский

Декабрь 2019

https://vk.com/borismedinskiy

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic