borismedinskiy

borismedinskiy 15 минут на прочтение

ЖЖ рекомендует
Категории:

Весна для подростка

Предисловие от 18.04.2021

Это интервью в письменной форме я давал примерно год назад, прошлой весной. Говорили о том, как подростки переживают весну, как им не просто приходится. Да, подростковый возраст - это самый дисгармоничный период в человеческой жизни. Подросток перестаёт быть ребёнком и психологически "отпочковывается" от семьи (что само по себе мучительно), но при этом он ещё не взрослый и не умеет в полной мере опираться на самого себя. Он юридически, экономически и психологически не самодостаточен (правильнее сказать "не свободен") и потому нередко чувствует себя глубоко неполноценным существом. Впрочем, все подростковые проблемы не выключаются в день совершеннолетия, они тянутся дальше во взрослую жизнь и могут десятилетия лежать бетонными плитами на ростках качеств и потребностей.

Проблема подростка в том, что у него нет точки опоры. Он не ребёнок и потому не может в полной мере опираться на родителей - я говорю, разумеется, о психологической опоре. Он не взрослый и потому не может опереться на свой опыт и быть свободным в своём выборе. И потому подросток - это человек, застрявший в неопределённости. Как компенсация этой труднопереносимой неопределённости могут появиться (и обычно появляются) универсальные, максималистичные, очень общие и по сути ничего не проясняющие простые ответы на все вопросы. Эти простые ответы, которые по сути являются убеждениями, делают мир подростка очень контрастным, чёрно-белым. Надо ещё учитывать, что мир подростка довольно эгоцентричен в силу концентрации подростка на самом себе, и потому у подростков бывают большие трудности с пониманием других людей и сочувствием... Очень хорошо о подростковом возрасте сказала Зинаида Гиппиус: "Самый неблагодарный, да и неприятный возраст — 17-20 лет. К жизни ещё не привык, к себе самому тоже. Ни жизни, ни людей не понимаешь, а между тем убеждён, что отлично всё видишь, понял и даже во всём слегка разочаровался". Да, как-то так.

Интересно, что подросток, несмотря на всю трудности своего положения, отчасти стал в современной культуре символом свободы. Это понятно: он, словно витязь на распутье с полотна Васнецова, стоит перед выбором, а выбор - это, в какой-то степени, и есть свобода. Думаю, что на это влияет и особенности массовой культуры и шоу бизнеса, которые рассчитаны во многом именно на подростковую аудиторию. Недаром рассадниками кучек подростков являются торговые центры с их бесчисленными магазинчиками, кафешками, модными бутиками и развлекательными заведениями... Свобода в обществе потребления - это свобода потреблять, поэтому идеальный человек для такого общества - ловящий модные тенденции подросток с обеспеченными родителями. Не успев пока сформироваться внутренне, он особо чувствителен ко всем внешним проявлениям... А потому многие подростковые проблемы - это отражение проблем всего нашего общества.

Самое плохое и хорошее в человеке начинает проявляться в подростковом возрасте. Поэтому подросткам очень нужна поддержка со стороны взрослых, со стороны всего общества - только не надо путать её с опёкой.

Я благодарен тем подросткам, с которыми работал, за те вопросы и проблемы, которые они ставили передо мной - это было очень интересно и полезно для меня. В подростках есть та открытость для новой информации и экспериментов с мыслью, которой часто не хватает взрослым людям. Я холю и лелею своего внутреннего подростка для того, чтобы не утратить этого умения ставить под сомнение устоявшиеся авторитеты и готовности пробовать для себя нечто новое.

Б. Мединский

Весна для подростка

В своём родном Томске я пять лет проработал в частной гимназии "Пеленг" и, в целом, очень доволен этим периодом в своей профессиональной деятельности. На этом месте у меня была реальная возможность проявлять инициативу и выстраивать работу так, как я считал нужным, а само это место нуждалась в таком человеке, как я. Это была гимназия с длинным днём пребывания и индивидуальным подходам к ученикам - благо там училось немало таких ребят, которым такой подход был просто необходим. "Пеленг" дал мне опыт работы с самыми разнообразными людьми - едва ли другое место могло дать такой широкий спектр. С большим сожалением я оставлял это место работы - но при переезде место работы с собой не забёрешь.
На днях "Пеленг" взял у меня интервью для школьной газеты и я с удовольствием ответил на вопросы.

— Время года влияет на эмоциональное состояние подростка, согласны?

Разумеется. Это касается всех людей вообще, но подростков в особенности. Наглядной иллюстрацией влияния времени года на эмоциональный фон человека является статистика самоубийств, по которой самый опасный месяц - это апрель. Парадокс? Ведь в апреле уже реально просыпается природа, значительно увеличивается световой день и в целом всё как-то мажорнее, чем в сумеречную зиму. Но тут срабатывает закон контраста - если на душе черно, то окружающий позитив вызывает не улучшение, а ухудшение. Поэтому, если подросток, к примеру, слушает мрачную музыку - пусть слушает, иногда это бывает полезно.
Кроме этого, весна тяжела ещё и своим авитаминозом, увеличением учебной нагрузки, изменением гормонального фона (который у подростков и так не стабилен) и колебаниями в атмосферном давлении. Так что время года влияет и ещё как. Помните об этом.

— С чем связано, на ваш взгляд, "Весеннее обострение" У подростков?

Ну, на этот вопрос я уже ответил - это комплексное влияние ряда факторов: усложнение учёбы, гормональная пляска, авитаминоз, особенности психологического влияния весны...

— Как так случается, что одни весной расцветают, а другие блёкнут и не могут сконцентрироваться на чём-либо?

Я редко вижу у подростков цветение весной, чаще это не цветение, а аккуратная истерика. )) Представьте себе - сидите вы, никого не трогаете. И вдруг вы испытываете на ровном месте раздражение и стремительное ухудшение настроения. И тут вам говорят - а ты уроки сделал? Убил бы! Часто человек в такой ситуации начинает задним числом объяснять себе собственное состояние именно этим - что к нему лезут, гундят со своей учёбой - будто МОЯ учёба ИМ нужнее, чем МНЕ! А в действительности это просто адреналин потёк из разбуженного весной надпочечника. У кого-то это проявляется сильнее, у кого-то слабее. Разумеется, в связи с этим весной могут усилиться все драмы и противоречия в сфере общения со сверстниками. Хорошо, если подросток умеет думать холодной головой, а не гормонами! Этому искусству тоже надо учиться и прилагать порой недюжие волевые усилия для того, чтобы держать себя в руках и хорошо выполнять свои обязанности- а учёба в школе - это именно обязанности.

— Хорошо, представим следующую ситуацию: подросток сам осознаёт, что срывается по пустякам, но ничего не может с этим поделать. Какие рекомендации дали бы Вы?

В моменты гормонального шторма порой помогают силовые упражнения - отжимания, приседания, подтягивания. Желательно поупражняться прям до пота - это может помочь успокоиться. Важно, чтобы подросток сам понимал, что многие эмоции, которые он испытывает - не совсем адекватные реальной ситуации и вызваны больше чисто физиологическими причинами. Это должны понимать и родители. Гормональная буря - это, конечно, не индульгенция для любого свинства и хамства, но это смягчающие обстоятельства. Так-же в такие кризисные времена стоит очень серьёзно отнестись к правильному питанию, соблюдать режим сна и следить за своей психогигиеной - избегать чрезмерно эмоциональных фильмов, музыки, за час до сна откладывать смартфон, находить время для неторопливых прогулок в тихих местах и т.д.

— Вы сами, будучи подростком, как переживали кризисные времена?

Я рос в 90-ые и был сильно интровертированным (т.е. глубоко погружённым в себя) и депрессивным подростком, совершенно неуспешным в социальном плане. Мне не нравилось то, что происходит снаружи гораздо больше, чем то, что происходило во мне самом. Я нуждался в старшем товарище, но его просто не было, люди были мне противны, школа - просто омерзительна. Отдушину я находил в книгах, творчестве, фантазиях - эдакое бегство внутрь себя от отвратительного окружения. При таком раскладе учёба ушла даже не на второй, а на десятый план. А потому я не могу привести себя как пример позитивного переживания кризисных состояний. Зато потом я наверстал упущенное и стал психологом во многом потому, что по себе знаю - как важно иметь старшего товарища, как важно иметь возможность искренне поговорить на действительно важные темы и получить прямые и честные ответы. С родителями на эти темы не поговоришь - не потому, что они плохие, а потому, что задача подростка не сближаться, а отдаляться от отца с матерью, чтобы стать чем-то отдельным от них.

— Если понимаешь, что начинается депрессия, ты подавлен, лучше переждать или начать как можно скорее выходить из этого состояния?

Давайте разберёмся, что такое вообще депрессия... Это же не просто плохое настроение. Сначала посмотрим на неё с медицинской точки зрения. Депрессия - это хроническое состояние разной степени тяжести, при тяжёлой депрессии человек в принципе не способен к выполнению своих обязанностей и нуждается в срочной госпитализации. Ну да это крайние случаи... Лёгкая депрессия бывает у многих (но не у всех) людей и ей, как правило, предшествует долгий период тревоги и избыточного стресса. Далее - депрессия всегда связана с нарушением сна и часто - с нарушением пищевого поведения. Если этих проявлений нет, то говорить о депрессии преждевременно. Впрочем, если на депрессию посмотреть шире и с более лирической точки зрения, то мне сразу вспоминаются слова Карла Густава Юнга: "Депрессия подобна даме в чёрном. Если она пришла, не гони её прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чём она намерена сказать". Я, когда был подростком, никогда не гнал её, привык к ней и даже в некоторой степени сдружился с этой мадам. Из любой проблемы есть два выхода - это или решать её, или меняться самому так, чтобы эта проблема перестала таковой быть. Слыхали ведь известные слова - дескать, если не можете изменить ситуацию, то меняйте своё отношение к ней. А потому нельзя однозначно сказать про то, что надо делать с депрессией - переждать или скорее выходить из неё. Это всё решается строго индивидуально. Надо узнать о предшествующих событиях, о мыслях подростка, о том, что происходит в его душе. Может, он осознал, что детство кончилось, кончилось навсегда - и сказать ему, что нет, всё ок и ты снова станешь маленьким? Или что это всё чушь и просто выкинь из головы? Нет, это надо глубоко и до конца выстрадать, обговорить и переварить, чтобы принять факт конца детской жизни и научиться жить новой, подростковой жизнью. Стало всё мрачнее и просветления в ближайшее время не предвидится - тогда, чтобы полноценно жить, придётся научиться хорошо видеть в сумерках, отрастить кошачьи глазки. ) Но это не депрессия, это честная скорбь о конце детства, которую не надо лечить, а которую надо разделить. Любой возрастной кризис - это в том числе и скорбь в связи с концом прежней жизни. Дальше всё может быть очень даже хорошо и здОрово, но точно, что не будет как прежде. Так что единственная однозначная рекомендация про депрессию (или возрастной кризис) такая: не сидите мрачным сычём, поговорите об этом с тем, кто понимает в этом толк. Это очень важно.

— Чем опасны колебания настроения?

Как говорят китайцы, глупость одной минуты разрушает труд многих часов. Тут надо понимать, что труд в данном случае - это и отношения, и доверие окружающих, и оценки в школьном журнале. Мы не всегда властны над своим настроением, но мы властны над своим поведением. Если вы будете уметь делать то, что надо независимо от своего настроения, то вы обречены на успех - по крайней мере в своих делах. В то же время совсем игнорировать своё душевное состояние тоже нельзя. После того, как не терпящие отлагательств дела сделаны, имеет смысл поговорить о своём душевном состоянии с понимающим человеком.

— Как Вы считаете, к кому лучше обратиться подростку в сложный период?

Лучше всего ко мне. )) Или кому-то вроде меня. Это должен быть взрослый человек, который понимает подростков. Иногда это бывает учитель. Или тренер... Иногда - взрослый родственник. К сожалению, родителей подросток воспринимает, как некое препятствие на пути к взрослению, ведь он помнит родителей из своего детства, а сам ребёнком уже не является. С родителями надо выстраивать отношения заново, перестраивать их под новые реалии - а этого обычно не понимают ни родители, ни подросток. Иногда в этом тоже может помочь специалист.

Весна 2020

Б. Мединский

https://vk.com/borismedinskiy

Тут небольшая галерея картин двух художников, которые умеют передавать неуютный мир отстранённости, одиночества и дискомфорта, так характерного для мировосприятия иных подростков. Первые пять картин российского художника Юрия Шведова, ещё две его картины были выше по тексту. Следующие девять работ американца Арона Вайзенфельда. Ну и несколько юмористических иллюстраций в конце. )


Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию