borismedinskiy

Category:

Национальность и самоопределение

Недавно стал публиковаться в Живом Журнале и внезапно мои статьи стали время от времени попадать в топ.  До этого, ещё весной, я делал вылазку в Яндекс Дзен - там всё глухо: не читают, не интересуются. Но в ЖЖ другая аудитория, тут всё зашло. Администрация обратила на меня внимание, взяла интервью и всё такое... Народ довольно активно лайкает, репостит, устраивает яростные батлы в комментах. Регулярно изливаются хейтерские гейзеры известной субстанции в мою сторону. Но я знаю, что это неизбежно и мне, если честно, как-то не обидно и не проблемно. Хоть я и "конституционно неуверенный", но уверенность давно уже наработана, как и навык быть равнодушным (а, как говорят китайцы - сила в равнодушии!). Другое дело, что характер хейта всё равно даёт пищу для размышлений, как, например, обвинения в том, что я, дескать, еврей. О как!

Это специфическое обвинение говорит в первую очередь об обвинителе, а не об обвиняемом. Во-первых, это говорит о нём, как об расисте (точнее - как об антисемите), ксенофобе и шовинисте. Во-вторых, это говорит о нём, как о неуче, который в евреях ничего не понимает: во мне нет ничего еврейского ни во внешности, ни в культуре, ни в имени (хотя русские евреи любят такие имена, как Борис и Лев - ну да ради бога, не жалко) - и это ни хорошо, ни плохо, это просто так. Печально, что у нас в комментаторах столько шовинистических, агрессивных неучей. Впрочем, националистические настроения нередко связаны с недостатком образованности, с общей дремучестью, с неспособностью человека мыслить масштабно, наднационально, невозможностью индивидуально подходить к людям.

Что касается меня, то я себя считаю советским человеком и носителем русской культуры. Из перечня ряда характеристик человека, вроде "пол", "возраст", "ориентация", "политические взгляды", "конфессия" и т.д. параметр "национальность" я считаю наименее важным. Национальность важна только в одном плане - в плане самоопределения человека. Если человек имеет нечто наднациональное в самоопределении, то и для самого человека его национальность становится практически неважной. Важно другое - в какой культурной среде живет и формируется человек. Понятное дело, что если ребёнок родился (или был взят - это не важно) в среде некой малой народности, то это наложит на него свой отпечаток - в силу культурных и языковых особенностей этой социальной среды. Ну а потом уже человек додумывает задним числом и объясняет - я такой, потому что я - и далее впишите любую национальность. Впрочем, может быть самоопределение по местному или субэтническому признаку - я такой, потому что я сибиряк/петербуржец/помор/баварец/южанин и т.д. Думаю, что очень лёгкий и совершенно ложный путь самоопределения. В этом самоопределении нет ничего, что человек выбрал бы САМ, всё из серии "яблоко от яблони недалеко катится" и "где родился, там и сгодился".

Мы не выбираем - кем и в какой культурной среде рождаться, не выбираем родителей, страны, города. Более того - мы не выбираем собственных задатков, внешних и внутренних параметров. Мы во многом просто результат случая. Нам остаётся только выбирать, опираясь на эти разрозненные параметры и обстоятельства, которыми мы располагаем. Допустим, мама русская, папа татарин - кто тогда ты сам? Или вроде русский, но с детства в Германии живёшь и немецкий тебе уже привычнее русского. Или попадаешь под стереотипное описание какой-то народности, хоть и не являешься выходцем из неё.

Мы вынуждены сами определяться с собственной национальностью. Нам выбирать - следовать или не следовать семейным традициям. Выбор этот не всегда равнозначен - скажем, русскому легче отказаться от традиций своей семьи и каких-то культурных паттернов, которые ему лично не очень нравятся, чем, например, выходцу с Кавказа, где традиции значительно чётче и обязательнее. Но, тем не менее, полноценное самоопределение человека - это то самоопределение, которое он делает САМ, в акте свободного и сознательного выбора. Мне сразу вспоминается Спиноза, которого исключили из еврейства за его взгляды и отказ от двойных стандартов в оценке своих и чужих... Эх, как часто, рассуждая о своих и чужих, люди говорят, что вы не понимаете, это другое... Что можно своим, то не позволено чужим, а что легко прощаем своему, то ставим в вину чужому. За отказ от такого подхода Спиноза перестал быть представителем еврейской общины и стал принадлежать человечеству в целом - я бы сказал, к человечеству будущего.
Ну вот, стал рассуждать о национальностях и скатился в экзистенциальные рассуждения о заброшенности, свободе и выборе... Вернёмся к национальному вопросу.

Принадлежность к той или иной национальности практически ничего не говорит о качествах человека, потому что нет наций, всем представителям которой были бы присущи определённые врождённые качества. Но мы продолжаем примитивно считать, что немцы поголовно аккуратные зануды, евреи жадные хитрюги, русские - находчивые алкаши и т.д. Впрочем, стереотипизация и магическое мышление работают сами по себе, нам надо прилагать некоторые умственные усилия, чтобы не искать ненужные взаимосвязи... Они сами норовят образоваться, автоматически. Надо иметь определённую культуру мышления, чтобы окончательно понять - формирует личность человека не его происхождение, а социальное окружение, положенное на его индивидуальные врождённые задатки.


Я был окружён советскими паттернами с самого детства, я родился в СССР и только в нём я чувствую что-то родное - разумеется, это не означает, что мне там всё нравится. Российская же символика, черносотенство, соборность, имперская формула "Православие, Самодержавие, Народность" - всё это мне совершенно чуждо, всё это не моё. Это не значит, что я не русский - я носитель русской культуры, говорю и думаю на русском языке. Я русский, но в ещё большей степени я советский. И дело не только в том, что мне близки левые настроения - хотя фраза Ленина на на III съезде комсомола «коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» мне дико нравится. Дело и в том, что советскость - это надкультурное и наднациональное образование, которое позволяет мне не делить культурное наследие человечества на своё и чужое. Ну а то, что советская культура нередко бывала классово ориентирована - так я ничего плохого в этом не вижу, потому что классы - это вещь куда более определённая, чем национальности.

Так вы что, Борис Александрович, не патриот что ле?! В смысле, люблю ли я Родину? Моя Родина сильно изменилась, изменились её символы, мне многое в ней не нравится. Но я стараюсь её любить, потому как другой нет: не нарушаю закон, поддерживаю чистоту и стараюсь любить людей. В сравнении с многими из моего окружения я ещё какой патриот. Как носитель русской культуры, я вполне понять могу только другого носителя русскости, поэтому мне проще всего любить именно русских (по своей культуре) людей. Любить - это же в первую очередь испытывать интерес и доброжелательность. Во многом из того, что я пишу, есть эта любовь. Так что с патриотизмом у меня всё в порядке. Если я не считаю русскую культуру чем-то принципиально иным в сравнении с другими культурами и не признаю исключительности нашей истории (как в уничижающем, так и в восхваляющем контексте), то это не значит, что я её не люблю. Я и сам себя стремлюсь не воспринимать уникальным (хоть по факту я уникален - как и каждый из нас), что уж говорить про более общие и глобальные явления!

Мои предки были русскими, украинцами, вроде бы венграми и возможно поляками, есть немного от малых северных народов. Это непосредственно ко мне не имеет, пожалуй, практически никакого отношения. Совершенно неважно, что мои разнообразные предки были всякие: красные, белые, из народа, из аристократии, верующие, атеисты... Все они в прошлом и это меня никак не определяет в настоящем. Если бы там был негр, то я был бы смуглее и кудрявее - но и только. Я не хочу и не могу прятаться за толпы предков, испытывая гордость или стыд за них. Потому что я один и только мне отвечать за себя, определять себя и создавать себя.

Из интернета: "Фамилия Мединский, вероятнее всего, восходит к названию города Медынь, расположенного в Калужской области. Скорее всего, предок обладателя этой фамилии был жителем данного города, за что и получил прозвище Медин. Сам же топоним, очевидно, связан с названием металла — медь. Вероятно, этот город славился своими умельцами, которые занимались изготовлением или починкой медных изделий, посуды. Менее вероятно, что фамилия Мединский образована от прозвища Медин, в основе которого лежит слово «мед»". Так же в центральных районах Украины есть пара сёл с похожими названиями, а мой дед по отцу откуда-то оттуда родом, так что всё сходится. Хотя кто его знает, может его предки прибыли из Медыни - не знаю. Это не имеет никакого значения.

11.12.2020

https://vk.com/borismedinskiy

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic