borismedinskiy

Category:

Развитие личности и общества, часть 4

ПРИХОД К ГАРМОНИЧНОСТИ ВСЛЕДСТВИЕ РАЗВИТИЯ

Пришло время поговорить о зрелой личности, т.е. о человеке, который достигает третьей стадии личностного развития – стадии продуктивной гармоничности. Какими качествами обладает зрелая личность? Быть может, поняв суть зрелой личности, мы сможем хоть немного представить себе зрелое общество, общество, которого пока не существовало.

Третий этап развития личности

Многие качества зрелой личности можно вывести из особенностей незрелой. Обязательным атрибутом незрелости являются эгоцентризм. Соответственно, зрелая личность отходить от эгоцентризма. Незрелая личность не может позволить себе подлинную честность и откровенность. Поэтому зрелость подразумевает полную открытость перед собой и готовность к открытости с теми, с кем уместны такие отношения. Незрелый человек до конца не определился, кем быть, т.е. ищет себя. Зрелый себя нашёл и делает своё дело. Дисгармоничность подразумевает ряд комплексов, психологических проблем, временами неизбежны возрастные кризисы. Продуктивная гармоничность не останавливается в своём развитии, но развитие идёт более равномерно и относительно безболезненно.

Если говорить более предметно, то всё это можно сказать так: человек должен реализоваться, как член общества. Это раз. Человек должен реализоваться в личных отношениях. Это два. И человек должен иметь собственные смыслы. Это три. Всего три условия для того, чтобы человек обрёл себя в полной мере, чтобы он достиг стадии гармоничной продуктивности. Разумеется, каждое из этих условий очень обширно по своему содержанию, рассмотрим каждое из них подробнее.

Реализовать себя, как член общества. Я полагаю, что это фундаментальное требование для того, чтобы достичь психологической зрелости. В статье «зрелая личность» я обозначил это, как «быть на своём месте». Быть полноценным членом общества можно быть при условии, если человек обладает статусом, который он выбрал для себя и которому может соответствовать. Человек должен найти своё место в обществе, быть удовлетворённым этим местом и ощущать свою значимость для общества. Это напрямую связано с выбором профессии и реализации себя в ней. Должны совпасть несколько требований к профессии: она должна нравиться человеку, она должна быть уважаема в социуме, она, в конце концов, должна давать человеку возможность зарабатывать на жизнь. И тут есть несколько непреодолимых трудностей, связанных с особенностями современного общества. Во-первых, проблема статуса и вознаграждения. В капиталистическом обществе статус человека в обществе определяется, по большей части, доходом и благосостоянием. Не достижениями на работе, не почётными грамотами, не эффективностью и новаторством, а доходом. Все вышеперечисленные критерии хороши только в том случае, если отражаются на доходе, в противном случае они играют роль совершенно незначительную, по большей части символическую. А потому молодой человек по окончании школы вынужден выбирать себе профессию не исходя из личных склонностей и личного интереса, а исходя из прибыльности профессии и ее востребованности на рынке труда. Во-вторых, это проблема престижа выбираемой профессии. Эта трудность неразрывно связана с первой – доходность профессии перекрывает по своей значимости почётность профессии. Две наиболее почётных и значимых для общества профессии – педагог и врач – сейчас втоптаны почти на самое дно социальной лестницы в силу их малой доходности. Уважение к представителям этих профессий частично остаётся лишь в силу культурной инерции, но по сути эти профессии воспринимаются, как призвание, а потому хороший врач и в особенности хороший педагог – это блаженный, готовый работать бесплатно, социальный неудачник. В-третьих, это проблема смысла. Важность, полезность, осмысленность работы ушли на второй или даже на третий план – на первом плане доход. В итоге человек, живущий в соответствии с требованиями рынка, готов приниматься за работу, в которой он не видит никакого смысла и в которой лично не заинтересован. Мне сразу же представляется человек в дурацком костюме, который сует прохожим рекламные листовки. Прохожим нет дела ни до него, ни до его листовок, они недовольны навязчивой рекламой, полученные листки они выбрасывают в урны. Сам человек не может не видеть абсурдности своего положения. Он не заинтересован в результатах своей работы и может в этих условиях желать только одного – быстрее раздать эти листовки и получить оговоренную сумму денег. Разумеется, это пример утрированный, но многие работники находятся, по сути, именно в таком положении. Они не даже не пытаются найти в своей работе смысл. Таким образом, они не способны внести в свою работу никакого творческого начала, никакой отсебятины. Человек не может в этих условиях ощутить себя автором своей работы, а потому превращается в механизм, равнодушный к своей работе, не способный принять ответственность за своё дело – ведь по сути никакого своего дела у работника нет. К него есть обязательства перед работодателем в рамках трудового договора, но к доходам работодателя он не имеет уже никакого отношения, как и к результатам своей работы. У Маркса это называется «отчуждение человека от своего труда», т.е. труд и результаты труда не принадлежат человеку. В итоге мы видим следующую картину: человек в современном обществе по большей части не может исходить из личных вкусов, а потому не имеет возможности работать по профессии, которая соответствовала бы его подлинным задаткам. В нашем социуме не идёт даже должной идеологической работы по выравниваю престижа и статусности различных профессий. Лозунг «все профессии нужны, все профессии важны» реально перестал звучать со времени уничтожения СССР.

Реализовать себя в личных отношениях. Выстроить подлинно конструктивные личные отношения вообще непросто, а в нынешних реалиях тем паче. Ведь для этого надо не бояться подлинной близости в отношениях, т.е. не бояться представать перед другим человеком тем, кем на самом деле являешься. А это очень непросто. Это, простите за такое сравнение, как предстать перед богом. Христиане говорят, что перед богом мы все равны, так как все мы предстаём пред ним в полной, абсолютной наготе. Думаю, что быть духовно обнажённым, быть полностью открытым для незрелой личности является пыткой или вовсе невыполнимой задачей, поэтому не знаю – как бы они представали перед богом. Может, коленепреклонение или распростёрлось молящегося – это как бы попытка закрыться в стыде за себя, за своё несовершенство, за свои грехи? Я атеист и в бога не верю, но потребность в боге у человека действительно существует – иначе бы образ бога не был создан человеческой культурой… Так вот, зрелая личность готова к встрече с богом (а для такой готовности совершенно необязательно в него верить), так как умеет быть духовно обнажённой, т.е. быть абсолютно честной. Состояние открытости для зрелой личности – не пытка, а желанное состояние, состояние расслабленности и свободы. Как говорил Камю, свободен тот, кто может не лгать, а зрелая личность хочет и может быть свободной. Поймите правильно, зрелая личность не лишается способности лгать, потому что умение абсолютной честности не исключает способности говорить неправду, но зрелая личность стремится к таким отношениям, в которых способность к полной честности и открытости была бы удовлетворена. И, разумеется, зрелая личность способна на честность с самой собой, т.е. если психологическая зрелость и исключает умение лгать, то только самому себе. Но очень трудно быть честным даже с самим собой в условиях конкуренции, борьбы, постоянного самоутверждения, глубокого социального неравенства, а также неизбежным в таких условиях страхом перед другими людьми, страхом перед собственной неуспешностью, страхом перед невостребованностью как на рынке труда, так и на условном рынке человеческих отношений... Честность всегда требует определённого мужества, тем более, когда человек человеку волк. С волками жить – по волчьи выть, поэтому в обществе, построенном на конкуренции, человек неизбежно будет скрытен, подозрителен, агрессивен и склонный к манипуляции, хотя внешне может лицемерно демонстрировать открытость и дружелюбие. Неспособность к честности – не единственная объективная трудность на пути реализации себя в личных отношениях. В книге «искусство любить» Фромм справедливо указал на то, что в деле выстраивания отношений люди видят главную трудность в том, чтобы найти нужного человека, найти того единственного/единственную. На деле же гораздо важнее самому стать таким вот нужным человеком. Тут как в профессиональной деятельности – чтобы осуществлять ее, надо обладать соответствующими знаниями, умениями и навыками. В отношениях тоже самое – чтобы претендовать на высокий уровень этих отношений и быть в них самим собой, надо этому соответствовать. Любить – это ведь не просто. К примеру сильная страсть, так называемая слепая любовь – это вообще не любовь, а, скорее, маниакальная потребность любить без умения этого делать. Слепая любовь воспринимает объект любви, как ослепительный идеал – потому она и слепа, что ослеплена этим идеалом. Это любовное помешательство во многом противоположно подлинной любви, которая не идеализирует любимого человека, а видит его со всеми его недостатками, т.е. подлинная любовь кристально честна и требует от человека честности с собой. Таким образом, честность с собой – это то, без чего невозможна подлинная любовь. Одновременно честность с собой – это и безжалостность к собственным слабостям и недостаткам, это отказ от оправданий и как следствие – готовность работать над собой. Было бы ради чего.

Иметь собственные смыслы – или, говоря другими словами, иметь хорошо проработанную личную идеологию. Это также не так легко, как может показаться на первый взгляд. По сути, вопрос «а каковы ваши смыслы?» равнозначен вопросу «в чём смысл вашей жизни?», а это совсем не простой вопрос, не правда ли? Он был бы проще, если бы первые два пункта были бы исполнены, но и они были бы не вполне достаточны, если личность не способна выходить за пределы своего эгоцентризма. Подробнее на эту тему написано в статьях «иллюзия эгоцентризма» и «смысл жизни». Для того, чтобы выйти за рамки собственного эгоцентризма, человек должен уметь увидеть себя, как часть чего-то целого, чего-то большего, чем он сам… На первый взгляд парадоксально, но чтобы в полной мере понять себя как отдельную личность, человеку надо уметь воспринимать себя, как ЧАСТЬ ЦЕЛОГО. Что такое это самое ЦЕЛОЕ? Чтобы найти это ЦЕЛОЕ, человек должен найти ценности, которые он осознанно смог бы поставить выше себя самого, найти цели, ВЫХОДЯЩИЕ ЗА РАМКИ ЕГО ЖИЗНИ. Через это человек находит смыслы. Через это человек может увидеть смысл как в своей деятельности, как в окружающем его социуме и других людях, так и в себе самом. Оба первых пункта о реализации себя в социуме и в отношениях не могут быть реализованы в полной мере в отсутствии третьего. Не умеющий выходить за рамки своего эгоцентризма человек никогда в полной мере не достигнет психологической зрелости. Он останется для самого себя центром мира, единственной точкой отчёта, неспособный на критическое отношение к самому себе, а потому не способный на сознательную работу над собой. Человек, нашедший собственные смыслы, живёт действительно осознанной жизнью, способен к длительному стратегическому планированию, имеет неослабевающую мотивацию.

Подытожим. Зрелая личность умеет быть честной с собой и другими, имеет собственные смыслы (т.е. хорошо оформленное мировоззрение и личную идеологию), знает своё место в социуме (реализовал себя на практике, как профессионал). Это действительно психологически здоровый человек. Ещё зрелая личность умеет любить, способна выстраивать конструктивные, гармоничные отношения. Развитие зрелой личности протекает бескризисно, так как зрелая личность способна самостоятельно разрешать внутренние конфликты в самом своём зародыше. Таким образом, зрелая личность гармонична, ее Я не эгоцентрично и не пытается идти путём максимального удовлетворения желаний и бесконечного потребления. Одновременно с тем, что зрелая личность гармонична, она очень продуктивна, это человек, который является профессионалом в своём деле, который любит своё дело, который способен подходить к своему делу творчески и по-настоящему ответственно.

Согласитесь, что этот джентльменский набор качеств кажется едва ли достижим на практике как единый комплекс. В реальности редко бывает, чтобы в полной мере был реализован хотя бы один из перечисленных пунктов, тем более, что они связаны друг с другом... Такие люди есть, но это единицы, которые стали такими в результате благоприятного сложения внешних обстоятельств и своих внутренних качеств. Очень тяжело реализоваться по всем трём пунктам в нынешних условиях. Но раньше с этим было ещё хуже, чем сейчас. Во все времена таких людей было немного и тому были объективные причины. До неолитической революции люди не могли достигать не то, что третьей, даже второй стадии личностного развития, т.е. их психика не имела ещё настоящего самосознания – про это я подробно писал в первой части. После рабовладельческой революции только люди из элит получили возможность личностно развиваться и кое-кто мог достигать всех перечисленных мной пунктов ещё во времена античности. После буржуазной революции отдельные люди из масс смогли рассчитывать на то, что попадут в ряды элит и улучшат положение если не своё, то хотя бы своих детей – таким образом, людей, имеющих возможность достигать личностной зрелости стало чуть больше, чем раньше. В СССР впервые за всю историю человечества люди стали иметь возможность получать образование и ряд социальных гарантий – то, что даже в развитых буржуазных государствах было в полной мере доступно лишь элитам – и таких людей стало ещё больше. Может ли быть создано общество, где возможность достичь личностной зрелости есть в равной мере у каждого? Оно не просто может, оно должно быть создано, ведь иначе человечество никогда не станет зрелым и подлинно разумным. Это будет бесклассовое общество, общество без разделения людей на массы и элиты, потому что в этом обществе каждый его член будет иметь равный доступ ко всем общественным благам: образованию, здравоохранению, выбору профессии, т.е. ко всему тому, что раньше имели только представители элит. В этом обществе будет исключён социальный и национальный шовинизм, в нём не будет вечной борьбы всех против всех в бесконечной погоне за прибылью и успехом. Это будет здоровое, справедливое общество, которое будет способно, подобно зрелой личности, к относительно бескризисному развитию. Нынешнее общество даже наиболее обеспеченных и благополучных стран не может даже близко подойти к этому.

Конец 4 части

https://vk.com/borismedinskiy

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic