borismedinskiy

Category:

Развитие личности и общества, часть 5

Недостигнутый третий этап развития общества

О том, что зрелое общество будущего будут населять преимущественно психологически зрелые люди, было написано давно. В романе «Что делать?» русский писатель, педагог и философ Чернышевский описывал зрелых людей, своих главных героев, которых он называл «новые люди». Я позволю себе вставить достаточно большую выдержку из главы «Беседа с проницательным читателем и изгнание его»: «Я держу пари, что до последних отделов этой главы Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов казались большинству публики героями, лицами высшей натуры, пожалуй, даже лицами идеализированными, пожалуй, даже лицами невозможными в действительности по слишком высокому благородству. Нет, друзья мои, злые, дурные, жалкие друзья мои, это не так вам представлялось: не они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко. Вы видите теперь, что они стоят просто на земле: это оттого только казались они вам парящими на облаках, что вы сидите в преисподней трущобе. На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди. Высшие натуры, за которыми не угнаться мне и вам, жалкие друзья мои, высшие натуры не таковы. Я вам показал легкий абрис профиля одной из них: не те черты вы видите. А тем людям, которых я изображаю вполне, вы можете быть ровными, если захотите поработать над своим развитием. Кто ниже их, тот низок. Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно, выходите на вольный белый свет, славно жить на нем, и путь легок и заманчив, попробуйте: развитие, развитие. Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым. Читайте их - их книги радуют сердце, наблюдайте жизнь - наблюдать ее интересно, думайте думать завлекательно. Только и всего. Жертв не требуется, лишений не спрашивается - их не нужно. Желайте быть счастливыми - только, только это желание нужно. Для этого вы будете с наслаждением заботиться о своем развитии: в нем счастье. О, сколько наслаждений развитому человеку! Даже то, что другой чувствует, как жертву, горе, он чувствует, как удовлетворение себе, как наслаждение, а для радостей так открыто его сердце, и как много их у него! Попробуйте: хорошо!»

Надо сказать, что призыв Чернышевского «попробовать развиваться» не был гласом вопиющего в пустыне: многие люди были необычайно впечатлены этим романом, многие изменили свою жизнь, для многих герои романа стали образцом, стали моральной планкой, которой нужно соответствовать. Впрочем, у романа было немало и противников, так как ряд людей считают подобных персонажей невозможными, ненастоящими, плоскими в своей «хорошести». Они скажут, что Чернышевский морализатор, слишком строгий к людским слабостям и слишком требовательный к человеку. Некоторые критики вообще находят в призыве Николая Гавриловича к развитию, в его желании изменить человека к лучшему настоящее преступление – человека он захотел менять, иш какой! Правильно его посадили и на каторге гноили – знать было за что! Да где он таких людей видел, его Лопуховы и Кирсановы вообще плоские, неживые персонажи! Этим критикам мне хотелось бы сказать, что невротичные метания незрелой личности ещё не есть глубина характера и если они не верят в существование подлинно гармоничных людей – это их проблемы. Я утверждаю, что такие люди могут быть, они были и есть, а их незначительное количество продиктовано в первую очередь неподходящими для развития условиями. Человек вообще детерминирован внешними обстоятельствами в гораздо большей степени, чем это принято думать. Невротичность, противоречивость, примитивность, двуличие, цинизм, непоследовательность, инфантилизм, экзистенциальные муки и тревожность окружающих нас людей мы объясняем присущими им качествами, но это заблуждение, которое носит собственное название – фундаментальная ошибка атрибуции. Это когнитивное искажение, которое можно выразить народной поговоркой «в чужом глазу видишь соломинку, в своём не видишь и бревна», заставляет нас делать ложные выводы о людях.

В нашу эпоху очень много людей, чей смысл жизни в потреблении – и мы готовы объяснить это самой природой человека, которая жадна, ненасытна и эгоистична, а не тем, что социальная действительность такова, что люди в своём большинстве не имеют никакой возможности быть другими. Человеку в капиталистическом обществе не предлагают иных смыслов, кроме потребления – виновны ли тогда все эти психологически незрелые люди в том, что они потребители и предел их мечтаний – в неограниченном потреблении? Для созревания (развития) в обществе реальных условий нет, наоборот: поощряется эгоистическое, нарциссическое поведение, индивидуализм предпочитается коллективизму (что не даёт возможности выходить за рамки эгоцентризма), одновременно с этим процветает неверие в человека, культивируется мизантропия и цинизм, как признак ума. В конечном счёте, созданы все условия, чтобы люди в своём подавляющем большинстве оставались на стадии дисгармоничности, хотя технически общество уже может продуцировать личностно зрелых людей в гораздо большем количестве, чем сейчас. И многие люди понимают или ощущают это на интуитивном уровне, ощущают несправедливость существующего миропорядка. Про то, что с самых высоких трибун было открыто сказано, что 80% всех благ принадлежат 1% населения, я уже писал во второй части. Люди хотят гармоничности и справедливости, но они в своём большинстве не имеют представления о том, что делать.

В связи с этим часто звучат идеи о ВОЗВРАЩЕНИИ в утерянный рай, эта идея хорошо показана во французском фильме «прекрасная зелёная», где дикари были представлены наиболее духовно развитыми землянами, так как они живут в гармонии с природой. Эта же идея чувствуется в явлении «дауншифтинга», звучит она и в движении хиппи, в создании экопоселений, в самых разнообразных эзотерических учениях. Эта идея о возвращении проистекает из тоски человека по утраченной гармонии, из невозможности выйти из второй стадии личностного развития и стать зрелой личностью. Каждый из нас ведь был ребёнком и был внутренне гармоничен, но вот всё кончилось. Счастливая гусеница, у которой не было иных забот, кроме как есть и расти, превратилась в бабочку, но бабочка так и не научилась летать, у неё нет для этого возможности. Теперь она ползает по земле, уродливая и жалкая, с тоской вспоминая те времена, когда была гусеницей и жила без проблем и печали, жила в гармонии. Но вместо того, чтобы стремится снова к состоянию гусеницы, логично бабочке учиться летать, не правда ли? Полететь для неё – это значит подлинно реализовать себя. Человек тоже должен реализовать себя, достигнув личностной зрелости.

Идея о возвращении в утерянный рай, поиск личного счастья несостоятельна не только в силу своей наивной нелепости, но и с точки зрения нравственности. Нам сразу понятна абсурдность идеи превращения бабочки в гусеницу, но идея возвращения к гармонии детства, к духовности традиционного общества нам таковой не кажется, а ведь это вещи одного порядка. Ну и все эти дауншифтеры, экопоселенцы и прочие ищущие потерянный рай преследуют СВОЁ ЛИЧНОЕ СЧАСТЬЕ, ищут свою потерянную гармонию. Ну и пожалуйста, флаг им в руки, пусть будут счастливы настолько, насколько могут. Моё мнение о таком жизненном пути – в этом нет никакой нравственной высоты, соответственно никакой духовности. Хорошо это положение иллюстрирует буддистское положение о высшей добродетели. Как известно, цель буддиста – это достичь просветления, что открывает путь в нирвану. Но высшей добродетелью считается не уходить туда, а остаться, чтобы помочь достичь просветления ДРУГИМ. Так сделал Будда.

Что для общества, что для отдельной личности выход из дисгармонии состоит не в возврате на более низкую ступень развития, а в выходе на более высокую ступень – продуктивной гармоничности. И если я уже написал про то, чего должен достичь человек для достижения зрелости, то про зрелое общество я не могу написать так же по пунктам – ведь его пока никогда не было. Я могу только предполагать – каким оно будет… Понятно, что в зрелом обществе не будет разделения людей на элиты и массы, соответственно, социальное расслоение будет минимальным. Права и обязанности каждого члена общества будут иметь прямую пропорциональность, а не обратную, как это часто бывает сейчас. Общество будет бесклассовым, справедливым и разумным. Разумеется, оно будет совершенно честным, прозрачным и в нём не будет возможности одним манипулировать другими. Контроль и надзор будут ослабевать по ходу развития личности, чтобы к достижению личностной зрелости уйти совсем. В этом обществе не будет рекламы, статусных вещей и моды. В нём не будет товаров – только продукт. Не будет шоубизнеса – только искусство. Не будет наций – только люди с индивидуальными отличиями и наследственностью. Возможно, не будет и стран – только человечество. Не будет угроз международного терроризма и ядерной войны. Преступления из рядового явления перейдут в разряд удивительных, исключительных происшествий. Не будет рынка, будет разумное планирование и разумное распределение благ и ресурсов, что позволит отказаться и от денег. Главной задачей этого общества будет не прибыль, как сейчас, а развитие каждого члена в отдельности и всего мира в целом. Люди будут учиться всю жизнь, учиться тому, что соответствует их устремлениям. Если Берия и Сталин (ныне считаются великими злодеями!) разрабатывали возможность перехода на 5-ти часовой рабочий день ещё в середине 20-ого века, то в зрелом обществе будущего 5-ти часовой рабочий день покажется чрезмерно долгим – будет меньше, чтобы человек имел больше возможностей общаться, учиться, путешествовать, заниматься спортом и т.д. Это общество будет давать каждому человеку максимальные возможности для достижения личностной зрелости. Я не знаю – смогут ли ВСЕ члены такого общества достигать её, но, учитывая, что даже самая верхушка современных элит имеет гораздо меньше возможностей для личностного развития, чем будет иметь самый рядовой гражданин зрелого общества, то могу предположить, что личностно зрелых людей в зрелом обществе будущего будет очень много, это будет рядовое явление. Это будет общество доверия, взаимопонимания и взаимопомощи, которые будут там всеобщим законом – прям по Канту. Можно только представить, с какой скоростью зашагает научный и культурный прогресс… То, что я описываю, является коммунистическим обществом – и совершенно необязательно, чтобы там повсюду были красные фланги и плакаты «слава КПСС». Даже более – таких плакатов там ТОЧНО не будет.

В прошлом году было столетие Великой Октябрьской Социалистической Революции. Я намеренно пишу именно так, с больших букв и полным названием. Это был не «октябрьский переворот», ведь это событие породило новый тип общественных отношений, новое общество, появление которого изменило далеко не только нашу страну, но и весь мир. Такие безусловные блага, как 8-ми часовой рабочий день (в противовес 10-ти и более часовому), бесплатные медицина, образование и оплачиваемый отпуск стали известны миру только после этого события. Значимость этого события признают и противники коммунистической идеи, ведь 20 век был веком этой революции. Я предлагаю посмотреть на это ещё шире. Это была первая попытка построения зрелого общества. Разумеется, это был и кризис, так как пример личностного развития человека показывает нам, что узловые моменты развития – это моменты кризисов. Дисгармония, кризис – это импульс, это выброс энергии, который может быть использован как во благо, так и во зло. Я про это уже писал, сравнивая прогрессивных революционеров для общества с психологом для человека. Перевороты и цветные революции отличаются от подлинной революции тем, что имеют цель не решение имеющихся противоречий, а получение благ, попросту говоря, ограбление. Я нахожу хорошей аналогию общества, пережившее переворот, с попаданием человека в секту. И визит к психологу, и привод человека в секту продиктованы одним и тем же – личным кризисом, но результаты у них диаметрально противоположны. Именно по результату следует делать окончательные выводы, ведь кто-то может сказать, что секта и психолог (переворот и революция) принципиально ничем не отличаются – в обоих случаях человек платит деньги (психологу порой более явно и открыто, секта начинает работать бесплатно и в начале довольствуется добровольными пожертвованиями), в обоих случаях человек обращается к авторитету, в обоих случаях говорят на животрепещущие для человека темы… Но результат разный. В одном человек лишается душевного здоровья, собственности и самостоятельности. А в другом становится независимым, способным самостоятельно решать проблемы человеком, сильнее и мудрее прежнего. Посмотрим на результаты Октябрьской Революции… Эпоха СССР был для нашей страны пиком могущества и влияния в мире, прорывом в научном и техническом плане. Почему СССР прекратил своё существование – это другой разговор, разваливали его не те люди, которые его создавали. А у создателей всё получилось – выстроить новый тип экономики, победить в гражданской войне (развязанной неприсоединившимся к революции старыми элитами, которые не хотели терять своего привилегированного положения, т.е. белыми), отразить интервенцию… И выстоять в самой масштабной войне за всю историю человечества, когда нам противостояли силы объединённой Европы, превосходящие нас по всем параметрам, кроме одного – общественной структуры. Поэтому, когда я слышу о том, что Ленин или Сталин виновны в крушении СССР, я вижу в этом только желание отвести подозрения от реальных виновников этой трагедии – новоявленных элит, которые начали образовываться с хрущёвских времён. Элиты, как мы помним, всегда защищают СВОИ интересы, а не интересы своей страны. СССР не строил бесклассового общества уже совершенно официально с 60-ых годов, когда КПСС стала всегда права, когда в неё начали вступать преимущественно из карьеристских соображений, когда страна стала для неё, а не она для страны; короче, с момента образования новых элит. Так что не получилось человечеству выйти на новую ступень развития. С другой стороны, первая буржуазная революция, которая была в Нидерландах и длилась почти 50 лет, была более, чем за 150 лет до Великой Французской Революции: старые феодальные элиты не хотели терять власть и сословные привилегии. Ничего не делается быстро, если речь идёт о таких масштабных сдвигах. А масштаб перехода общества к зрелости, к гармоничности, к бесклассовости – это событие, которое по своим масштабам, как я считаю, значительно более грандиозное, чем переход власти от одних элит к другим, как это было в той же Франции. По масштабности Великая Октябрьская Социалистическая Революция сопоставима только с той, первой – Неолитической революцией, с которой кончилось детство человечества и начался долгий период дисгармонии и развития, когда общество разделялось на массы и элиты. Десять тысяч лет шло это разделение, сменялись формации, развивалась наука и техника, гремели революции, менялись общественные отношения, но оставался этот раскол на элиты и массы, на эксплуататоров и эксплуатируемых. В 1917 году человечество впервые за всю свою историю предприняло попытку разрешить это противоречие, преодолеть отчуждение людей друг от друга, прийти к подлинной разумности и единству. Таким образом, Октябрьская революция является первым проявлением зрелости человечества, а потому самым значительным событием со времён Неолитической революции, т.е. за последние 10 тысячелетий.

Переход к зрелому обществу объективно выгоден всем людям, включая людей из элит. Капиталисты, в некотором роде, такие же жертвы несовершенных капиталистических отношений, как и эксплуатируемые ими люди из масс, наёмные рабочие. Человек из масс завидует людям из элит как небожителям, а люди из элит острее чувствуют несовершенство мира. Им некуда стремится и у них нет иллюзий – они знают, что они не небожители. Люди из масс боятся завтрашнего дня, но и люди из элит чувствуют тоже самое. Явление яппи показывает, что обратная сторона так называемого успеха (успеха с точки зрения капиталистических отношений и только) – это депрессии, одиночество, тотальное недоверие, экзистенциальный кризис и разрушенное здоровье. Тем не менее, ряд элит запада ведут активную пропаганду против коммунистических идей, идей бесклассового общества. Должно быть, утрата власти и контроля – а точнее, ИЛЛЮЗИЙ власти и контроля! – приводит их в ужас. Как мы помним, подавляющее большинство населения личностно незрелы и потому не способны осознать эту иллюзорность и стратегически осознать своё положение… И поэтому регулярно в массовое сознание тех же американцев постоянно проводятся инъекции антикоммунистической пропаганды, к примеру, в 2006 году американский президент Джордж Буш-Младший в своей речи с лёгкостью поставил Ленина, Гитлера и Бена Ладена в один ряд – т.е. коммунизм, нацизм и радикальный исламский фундаментализм стали вещами одного порядка – абсолютное зло. В итоге в США идее о справедливости, разумности и единстве приходится облачаться в другие одежды и та же коммунистическая идея (в упрощённой форме) называется там «ресурсо-ориентированная экономика». Мне же совершенно всё равно, как будет называться зрелое общество будущего – «коммунистическим» или «ресурсо-ориентированным» - главное, чтобы оно было зрелым, справедливым и подлинно разумным; чтобы это было общество для людей вообще, а не для малой их части.

К сожалению, мы до сих пор в своей основной массе не понимаем, что равенство возможностей не есть одинаковость людей. Равенство возможностей — это любимое либералами равенство перед законом. Равенство возможностей — это отсутствие всяких привилегий, которые дают богатство, связи, происхождение, т.е. принадлежность к элите, к правящему классу. Равенство возможностей может быть, таким образом, только в бесклассовом обществе, в противном случае это будет только провозглашаемое, но не выполняемое на практике пустословие.

История движется по спирали. По ходу развития человек становится мудрецом и приобретает ряд давно утраченных положительных черт ребёнка, не теряя при том ни знаний, ни продуктивности, ни всех наработок за период дисгармоничности. Человечество ушло от первобытного коммунизма к классовому обществу, расколотому на элиты и массы, на эксплуататоров и эксплуатируемых, но придёт время – и мы вернёмся к бесклассовому обществу, но вернёмся, вооружённые технологиями, знаниями и развитой культурой. Мы вернёмся к гармоничному существованию с миром и с самими собой, но будем понимать этот мир и самих себя без страха и отчаянья, без отчуждения и злобы. Пример того, что некоторые люди в своём развитии могут – пусть не быстро, сложно и болезненно – но найти себя, достигнув личностной зрелости, внушает мне надежду, что и человечество в целом сможет прийти к самому себе.

Б. Мединский

7.11.2017 — 04.08.18

Приложение

Личность - Общество

Первый этап развития
Непродуктивная гармоничность, детство - Первобытно-общинный строй, первобытный коммунизм
Отсутствие или незначительность внутренних конфликтов – Отсутствие классовой борьбы
Способность жить «здесь и сейчас» - «Природосообразная» жизнь
Невыраженность сознательной и бессознательной сфер психики – Невыраженность элит и масс

Второй этап развития
Дисгармоничность, личностная незрелость – Классовое общество (рабовладельческое, кастовое, феодальное, капиталистическое)
Конфликт между сознательной и бессознательной сферой психики – Конфликт между элитами и массами, наличие классов-антагонистов
Эгоцентризм, стремление к максимальному удовлетворению личных желаний (мир для меня), индивидуализм – Эгоцентризм элит, неспособность к самоограничению (массы для элит, народ для власти), навязываемый коллективизм/индивидуализм
Приспособленчество, недоразвитость мировоззрения как внутреннего стержня, внутренний конформизм – Карьеризм, неспособность стратегического планирования, решение только сиюминутных проблем

Третий этап развития
Продуктивная гармоничность, личностная зрелость – Объединённое бесклассовое коммунистическое общество
Отсутствие конфликта между сознательной и бессознательной сферой психики (честность с собой) – Отсутствие деления на элиты и массы
Развитое мировоззрение как внутренний стержень, свои смыслы, опора на свои силы – Способность к стратегическому отсроченному планированию, разумное (справедливое) распределение ресурсов
Высокий профессионализм, умение доверять и любить, сознательный коллективизм, психологическое здоровье – Единство людей, высокая эффективность, отсутствие лжи и/или сокрытия, заинтересованность в развитии каждого члена общества

https://vk.com/borismedinskiy

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic