borismedinskiy

Categories:

Зрелая личность


Человек делает себя сам, на данной картинке это хорошо показано. Но обратите внимание — статуя может высекать себя потому, что у неё уже есть тело, голова и руки, без них ни о какой работе не может идти речи. Значит, человек может создавать себя сам только с определённого момента своего развития. До этого момента у человека должны быть благоприятные для развития условия, т.е. окружающая среда должна развивать его. Из этого следует, что развитие личности человека — это задача не только личная, но и общественная.
Человек делает себя сам, на данной картинке это хорошо показано. Но обратите внимание — статуя может высекать себя потому, что у неё уже есть тело, голова и руки, без них ни о какой работе не может идти речи. Значит, человек может создавать себя сам только с определённого момента своего развития. До этого момента у человека должны быть благоприятные для развития условия, т.е. окружающая среда должна развивать его. Из этого следует, что развитие личности человека — это задача не только личная, но и общественная.

Предисловие от 08.09.2018

Про зрелую личность я пишу снова и снова. Это та тема, которая кажется мне, с одной стороны, очень благодарной и обильной, а с другой — необычайно актуальной. В статье «смысл жизни» ( https://vk.com/@borismedinskiy-smysl-zhizni) я освещал эту тему подробнее. Так же прямо к теме зрелой личности относятся статьи «Развитие личности и общества, часть 3» (https://vk.com/@borismedinskiy-razvitie-lichnosti-i-obschestva-chast-3), «Мечта и счастье» (https://vk.com/@borismedinskiy-mechta-i-schaste) и др. Косвенно это тема фигурирует в большинстве моих статей.

Личностная зрелость (она же психологическая зрелость, она же стадия продуктивной гармоничности) — это, в моих глазах, окончательное рождение человека как личности. У Эриха Фромма были такие слова: «Вся жизнь индивида — это не что иное, как процесс рождения самого себя, мы, наверное, рождаемся окончательно к моменту смерти, хотя трагическая участь большинства людей — умереть, не успев родиться». Я не вполне согласен с Фроммом в том, что окончательное рождение приходится на смерть. Думаю, что окончательное рождение приходится на обретение личностной зрелости. Но достигают ее немногие, поэтому с тем, что большинство людей умирают не родившись, я согласен полностью.

Для иллюстрации развития личности мне нравится такой пример собственного сочинения. Посмотрим на развитие бабочки. Яйцо — гусеница — куколка — бабочка (стадию взрослого насекомого называют «имаго»). Отбросим неподвижные, статичные фазы развития и остаётся только гусеница и бабочка. Немногие знают, что в жизни новорожденной бабочки есть интересная стадия, символически обозначающий ту стадию развития личности, на которой находится большинство из нас… Когда бабочка появляется из куколки, она не имеет своих роскошных крыльев — у неё только сморщенные, влажные зачатки их. В этом состоянии она пребывает относительно недолго — при подходящих внешних условиях ее крылья наливаются лимфой (так называется кровь насекомых), высыхают, твердеют и становятся пригодными к полёту. Но для этого у бабочки должна быть возможность сидеть на веточке спинкой вниз в течении около часа — тогда всё будет хорошо. Если в условиях лаборатории новорожденному насекомому не дать такой возможности — допустим, оно находится на плоском дне стеклянной банки со скользкими стенками — тогда крылья у бабочки останутся в жалком, зачаточном состоянии на протяжении всей оставшийся жизни. Этот первый час жизни бабочки является ее сензитивным периодом. У человека сенситивный период тоже есть — это первые 6 лет жизни, когда у ребёнка есть возможность освоить язык — пропустивший этот период ребёнок-маугли так и остаётся неразумной, бессловесной тварью. Но в более широком значении сенситивный период сморщенных, не отросших крыльев длится у человеческой личности всё время со времени окончания детства до обретения личностной зрелости. Позволю процитировать самого себя: «Быть может, что если бы бабочки обладали разумом, то многие из них завидовали бы гусеницам, чьё бытие чётко и понятно – сиди и ешь, просто ешь, наслаждайся едой и ни о чём не думай. Представим себе, что среди разумных бабочек многие не научились летать и не живут в соответствии со своей природой, а вынуждены ползать по земле, с трудом забираясь по стеблям цветков к бутону, чтобы покормиться. Таким образом, их жизнь полна тяжёлого, нелюбимого труда, а их крылья только мешают им передвигаться. Держу пари, что такие неполноценные, незрелые бабочки будут завидовать гусеницам. Они будут с тоской вспоминать о времени, когда сами были гусеницами и предаваться ложным мечтам о том, что когда-нибудь вновь превратятся в гусениц». (из статьи «Иллюзия эгоцентризма, часть 3»)

Если подлинная жизнь бабочки невозможна без полёта, то и настоящая жизнь человека едва ли возможна без обретения им личностной зрелости.

В этой статье я в эдакой полемике с А. Маслоу впервые изложил свои представления об условиях зрелости и качествах зрелой личности — полемизировать вообще очень полезно! Получилось, что нужно «всего лишь» три условия для зрелости. Ещё я указал два качества зрелости, которые в статье обозначены, как «духовное мужество» и «счастье».


ЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТЬ

Понятие "зрелая личность" нередко фигурирует в моих статьях. Само это понятие ввёл А. Маслоу (урождённый Маслов, если кто не знал), который верно указал человечеству, что у него должен быть образец, к которому стоит стремиться. Впрочем, это делали и другие. Для меня первым художником, изображавшем "идеального человека", был Чернышевский, который изобразил "нового человека" лет за 100 до Маслова. Главное в вопросе про образец человека - это качества и свойства этого самого образца. Ниже будут даны признаки зрелой личности по Маслоу и каждый признак я снабжу своими комментариями.

А. Маслоу
А. Маслоу

Зрелая личность по А. Маслоу

А. Маслоу полагал, что такие личности составляют около 1% населения и являют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей.

1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов, предрассудков, интерес к неизведанному.
(Ну, полная свобода от стереотипов в той или иной сфере возможна в случае, если человек обладает более менее фундаментальными знаниями об этой самой сфере, ведь сам по себе стереотип выполняет функцию информативную, чтобы иметь хоть какое-то представление об объекте. По мне особенность зрелого человека в том, что он отдаёт себе отчёт, что он невежественен в данной теме и поэтому вынужден пользоваться стереотипами за неимением другой информации. Что касается интереса к неизведанному, то это фундаментальное, важнейшее качество).

2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, хищных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.
(Мне видится некоторое противоречие между "принятием других" и "непринятием определённого поведения со стороны других". Ну и понятия "искусственные" и "хищные" формы поведения вызывают ряд вопросов и нуждаются в уточнениях. По мне, то полное принятие всех такими, какие они есть - это равнодушие к несовершенству мира, слабая и трусливая позиция. Зрелый человек не равнодушен к миру и людям, но в то же время ему должно хватать ума не делать бесперспективных, непродуманных и бесполезных шагов - и именно поэтому он может внешне "принимать" ряд аспектов, понимая, что это лучшее, что можно сделать).

3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Соблюдение установленных ритуалов, традиций и церемоний, но отношение к ним с должным чувством юмора. Это не автоматический, а сознательный конформизм на уровне внешнего поведения.
(Тут ничего не добавить, не убавить. Осознанный конформизм - это очень выпуклый атрибут не только психологической зрелости, но и вообще взрослости).

4. Деловая направленность. Такие люди обычно заняты не собой, а своей жизненной задачей. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому они все в какой-то степени философы.
(Как говорил Маслоу, психологически зрелый человек - всегда служитель, и это правильно на все сто).

5. Позиция отстраненности по отношению ко многим событиям. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными влияниям извне. Они нередко склонны к одиночеству.
(Не уверен, что это обязательный атрибут зрелой личности. А то получается, что зрелая личность обязана иметь аутичные черты. Думаю, что отстранённость однозначно хороша только как наработка защитной реакции от того, что не в силах изменить.).

6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.
(От окружения человек зависит всегда. Я бы сказал, что зрелая личность имеет чёткие убеждения и принципы, которые меняются не под эмоциональным давлением, а только при обнаружении новых фактов).

7. Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном.
(Действительно очень важная черта. Для нее необходимы гибкость мышления и отказ от того, чтобы считать себя уже полностью разобравшимся во всём).

8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я.
(Я не согласен с этим утверждением абсолютно - или я его неправильно понимаю. Экзальтация (а что такое «предельные переживания», как не экзальтация?) - вообще не признак зрелости, а если при этом человек теряет себя, как личность - это уже вообще безумие. О чём только думал Маслоу?! Или он имел в виду способность без остатка отдаваться собственным чувствам, не бояться чувствовать?).

9. Чувство общности с человечеством в целом.
(Это правильно, но есть нюанс: в таком случае человек должен иметь объединяющую человечество идеологию, к примеру, быть коммунистом или, как это сейчас говориться на Западе, быть приверженцем "ресурсо-ориентированной экономической модели". Без объединяющей идеологии невозможно рассмотреть человечество, как одно целое, ведь на данный момент человечество не едино).

10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностном взаимодействии.
(Это не факт ещё, что такие редкие самородки найдут друг друга, поэтому с дружбой может быть заминка. А про глубокие отношения - это прочитайте про близость по Бёрну. Способность - и потребность! - в близости характерна для зрелой личности. Впрочем, такая потребность есть у подавляющего большинства людей, но не у всех есть к этому способность и не все осознают эту потребность).


11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.
(Если есть возможность устраивать демократические отношения и есть чему учиться - то да. В остальных случаях - по обстоятельствам).

12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Остро чувствуют добро и зло: ориентированы на цели, а средства всегда им подчиняются.
(Не убавить, не прибавить. Я уже писал про чёткие убеждения и принципы, развитость морально-нравственной сферы. Это оно и есть).

13. «Философское» чувство юмора. Отношение с юмором к жизни в целом и к самому себе, но чья-то ущербность или невзгоды никогда не считаются смешными.
(Хорошее качество, нечего сказать. Зрелая личность - это вообще тот ещё философ).

14. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех его действиях.
(Ну не во всех, наверное... Креатив при справлении естественных нужд мне трудно представить).

15. Критичное отношение к той культуре, к которой они принадлежат: выбирается хорошее и отвергается плохое. Ощущают себя больше представителями человечества в целом, нежели одной культуры.
(Про "ощущение себя представителем всего человечества" я уже писал - трудно быть представителем того, чего нет, как единого целого. Про культуру же можно сказать так - зрелая личность отлично понимает, что не существует какой-то там, к примеру, чисто русской или чисто немецкой культуры как сферических объектов в вакууме, все культуры (как и все экономики) взаимосвязаны и неизбежно влияют друг на друга - кто в большей, кто в меньшей степени. Культуры поглощают, дополняют друг друга, борются друг с другом, перемешиваются и растворяются друг в друге. Гёте сказал как-то, что если вы не знаете ни одного иностранного языка, то вы не знаете и своего родного. Про языки не знаю, а про культуры так можно сказать наверняка).


Памятник Чернышевскому
Памятник Чернышевскому

К этим пятнадцати пунктам, из которых некоторые, на мой взгляд, достаточно спорные, я хотел бы добавить пять своих. Хотя правильнее сказать не "к этим", а "вместо этих".

1. Отсутствие эгоцентризма. Это основополагающее качество для зрелой личности, требующая мудрости и скромности. Зрелая личность помнит, что не она - центр мира. Она знает, что у нашего земного мира вообще нет чёткого центра. Это помогает не питать иллюзий и лучше распоряжаться своей жизнью. Маслоу говорил о сознательном конформизме. Я скажу более определённо: зрелая личность сознательно принимает ценности коллективизма. Это не означает полного отрицания ценностей индивидуализма, это означает непринятие агрессивного индивидуализма, так распространённого сейчас Зрелая личность остро чувствует справедливость, а подлинная справедливость всегда принимает в расчёт других, подлинная справедливость не терпит зацикленности на себе и своих желаниях, т.е. эгоцентризма.

2. На своём месте. Зрелая личность должна быть на своём месте. Если инженер мечтает писать картины, но остаётся инженером - он не на своём месте, а потому не зрелая личность. Умение найти своё место, чтобы вложить в него труд, силы и душу - это один из самых ярких показателей зрелости личности. В жизни бывает всякое и человек в выборе профессии и места работы не всегда может руководствоваться только собственными желаниями. Но по ходу созревания человек всё больше чувствует необходимость быть на своём месте. Увы, многие достойные люди не могут «дозреть» часто именно поэтому, что не могут быть на своём месте – и это подлинная трагедия. Виноваты в этих многочисленных, обыденных и потому незаметных трагедиях не столько отдельные люди, сколько капиталистическая система отношений, где во главу угла ставится прибыль, а не развитие человека. Она формирует не «всесторонне развитую личность», а «успешного человека» - а на деле человека тревожного, нервного, недоверчивого, завистливого, не знающего своих подлинных желаний и потому остановившегося в личностном развитии – и это действительно трагедия.

3. Способность к близости. Об этом я уже писал выше. Близость - это отношения, в которых человек не боится представать в своём истинном виде, отказавшись от масок, ролей и психологических игр, предстать духовно обнажённым и искренним. Способность к близости – это умение быть в полной мере собой и умение любить. Для этого требуется изрядная доля мужества.

4. Духовное мужество. Под этим я подразумеваю готовность зрелой личности к страданию, если оно неизбежно. Зрелая личность знает, что страдание - неизбежная часть жизни и что принимать страдание надо спокойно и достойно. Это качество необходимо для многого: для того, чтобы смотреть правде в глаза, для адекватной оценки себя и других, для способности к близости и искренности, для способности к разумному риску, для того, чтобы уметь проигрывать и признавать собственные ошибки. Без духовного мужества личность никогда не станет зрелой.

5. Счастье. Я берусь утверждать, что зрелая личность - это счастливая личность. Под счастьем я имею в виду не экстатические улыбки в тридцать зубов, не "единение с собой и миром", не благополучие напоказ. Счастье - это процесс реализации себя, т.е. своих истинных желаний, а именно: быть на своём месте, быть в близости и видеть в этом смысл. Таким образом, счастье - это результат суммирования вышеназванных качеств.

Зрелая личность не предаётся иллюзиям и фантазиям, она знает, чего она хочет, и что надо делать для осуществления своих истинных желаний. Зрелая личность - земной человек, это всегда твёрдо стоящий на ногах реалист, который отлично видит и понимает всю грязь, всё несовершенство окружающего мира и населяющих его людей, но при этом - и это очень важно! - способный на любовь к ним.

Б.Мединский

21.05.2017



Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic