borismedinskiy

Categories:

Архетип о старой доброй Европе

Архетип (одно из значений) - основополагающий элемент культуры, определяющий, создающий постоянные образцы национальной духовной культуры.

Архетип (моё определение) - старый, эмоционально нагруженный и широко распространённый стереотип, а точнее, комплекс стереотипов.

Никогда не жил в подобных местах, но подобные улочки всегда вызывали у меня чувство ностальгии
Никогда не жил в подобных местах, но подобные улочки всегда вызывали у меня чувство ностальгии


Снимал на Карловом Мосту в Праге
Снимал на Карловом Мосту в Праге

Все любят старую добрую Европу! Любят этот дух уютной старины, эту аккуратную ухоженность клумбочек с цветами, милую стёртость камней брусчатки узких улочек... Всё мило нашему русскому сердцу в старой доброй Европе. Всё нам знакомо и понятно, мы всё это знаем и всё это любим. Знаем сказки старой доброй Европы не хуже - а скорее даже лучше! - чем свои собственные. И я нисколько не сетую на это, потому что читать детишкам сказки Пьеро, Гримм, Гауфа, Андерсена, Гофмана надо, никто не спорит. Знаете о Тангейзере, Лоэнгрине и Парсифале, Лорелей и Рапунцель? Я вот знаю и даже люблю весь этот европейский фольклор. Когда я был ребёнком, книжное издание "детская литература" посвятило меня во все тонкости европейского фольклора. В тех старых советских книжках были картинки, от которых веял этот уют, этот дух старой доброй Европы. Я его тогда учуял и полюбил щемяще-ностальгической любовью. Думаю, что все мы воспитаны на сказках Европы не в меньшей степени, чем европейские дети. Подрастая, русские люди читают и смотрят другие сказки, но и в этих других сказках фоном вырастает старая добрая Европа. Книжки, фильмы и компьютерные игры в стилях фэнтези и стимпанка выдают нам тот же знакомый, родной европейский дух. Да и вообще это популярно и стильно. Рядовая мелодрамка, помещённая в антураж викторианских времён, автоматически становится на порядок утончённее и краше. Хотим посмотреть на симпатичных, опрятных, красиво говорящих и стильно одетых людей - ищем антураж старой доброй Европы и вуаля - получаем качество, проверенное временем. В этом антураже всё становится ЕВРОПЕЙСКОГО качества - и люди, и вещи, и еда. Кофе душистее, сливки жирнее, и круассан слаще. Булки французские хрустят аппетитнее. А как иначе? Они ведь пеклись с любовью, специально для вас. Европа, класс А.

Старая добрая Европа - она не столько на карте мира, сколько в сердце каждого, кому мил этот уют старины и антураж из детской сказки. Смотрели старый советский мультфильм "снежная королева"? Который 57-ого года? Была там такая старушка-волшебница, живущая в домике посреди цветочного сада, где царило вечное лето. Эта старушка решила оставить Герду у себя, в своём царстве вечного уюта и заботы, даже наколдовала чар забвения на девочку, чтоб та никуда не убежала от любви и опеки, но глупая Герда предпочла страдать и искать Кая. Но нам-то никакого Кая искать не надо, слава богу. Ах, как хочется порой прийти в гости к старушке-Европе и забыть про все проблемы, почувствовать себя ребёнком в гостях у любящей бабушки, которая примет тебя таким, какой ты есть, побалует и спечёт нам булочек… Булочек, испечённых с любовью, специально для тебя.

Архетип старой доброй Европы в какой то степени - это архетип детства, затрагивающий глубинные струны души. Приведённый выше пример из сказки хороший символ того, чем, быть может, в глубине души, является некая идеальная Европа для нас. Символ безопасности, уюта, надёжности, принятия, заботы и чистоты. Можно расслабиться и быть собой. Можно не бояться и не страдать - не искать Кая и не убегать от разбойников. О тебе позаботятся и не будет читать нотаций. Ребёнок чувствует себя свободным и беспечным в гостях у своей доброй бабушки. И как он ждёт возможности у неё погостить, так и мы тоскуем по старой доброй Европе. Можно предположить, что на фоне доброй и всепринимающей бабушки строгие родители вообще могут показаться сущими извергами, которые вечно чего-то требуют, вечно всё запрещают, у которых нет на нас времени и любви. Своими требованиями они грубо попирают права и свободы ребёнка - вы никогда не думали об этом? А я думал. И поэтому отлично понимаю наших либералов, которые очень не любят всё русское и любят всё европейское. Зачем любить Россию-матушку, когда есть Европа-бабушка? Бабушка добрее матушки, больше разрешает и кормит слаще. Я сам очень любил свою бабушку. И никогда не забуду вкус ее булочек.

Реклама
Реклама

Да что там либералы - неонацисты любят Европу-бабушку! Очень любят. Их Европа немного отличается - она у них не столько всепринимающая и свободная, сколько эпичная и традиционная, но тоже старая и добрая. Им больно смотреть на то, что реальная Европа то уже не торт - гейпарады всякие там, мигранты... Они любят классику, чтят подлинно европейские ценности, уважают традиции. Они страстно хотят защитить эти самые истинные ценности - и от мигрантов, и от исламизации, и от проклятых коммунистов, и от прочего... Хорошего хотят эти нехорошие люди, понять это надо! Может, суровый нацик мечтает упасть в объятья своей символической бабушки и присягнуть ей на верность, чтобы не возвращаться домой к суровой мамке.

"Европа, которую мы потеряли"
"Европа, которую мы потеряли"

Шутки шутками, но сразу хочу сказать - я не оправдываю неонацистов и не считаю ВСЕХ любителей Европы ни неонацистами, ни либералами, ни инфантильными людьми. Я призываю только к одному - понимать, что Старая Добрая Европа - она не на земном шаре, а в нас самих, в нашей душе. Очень важно отличать иллюзию и реальность, чтобы подсознательно не мечтать о несбыточном: о волшебном садике из сказки Андерсона, о возврате в некое идеальное детство под присмотр доброй бабушки. Герда сделала совершенно правильный выбор, не отказавшись от своего горя, от своих поисков и от своей любви - она сделала выбор в пользу взросления и полноценной, хоть и полную рисков, жизни. На пути к психологической зрелости неизбежен выбор, в котором нам приходится отказываться от сказки в пользу суровой реальности.

Мне вспоминаются слова советского режиссёра Игоря Масленникова, который сказал в одном из интервью про свой сериал про Шерлока Холмса: «Да у нас была никакая не Англия, а то, какой мы себе представляли эту самую Англию!» Это слова человека, который отлично понимал где реальность, а где иллюзия, или даже лучше сказать, миф. Надо понимать, что ничто не мешает нам любить и ценить миф, даже если мы понимаем его нереальность. Думаю, что успех советского Шерлока Холмса отчасти объясняется и тем, что был действительно создан с любовью, но пониманием того, что это - мифотворчество. Есть мифологическая, очищенная от всей скверны и пронизанная любовью Викторианская Англия, а была ведь реальная Британская Империя, которая построила своё благосостояние на грабеже, насилии, интригах и терроре, та самая империя, которой так восхищался Гитлер и которой хотел подражать. Впрочем, я думаю, что и у него, как и у всех нацистов, образы и идеалы во многом мифологизированы. Не различать реальность и архетип - это бывает очень опасно не только для самого заблуждающегося, но и для окружающих.

Знаете, мне немного жалко европейцев. У них нет этой сказки о прекрасной старой доброй Европе - они же там живут. Может, потому они написали столько пессимистичных романов с отсутствием всякой надежды? Сказка есть только у тамошних неонацистов - сказка о Европе, которую они потеряли. Нацисты вообще любители сказок и мифов.

У архетипа о старой доброй Европе есть и политическо-историческая сторона. Что будто Европа - это пример для всего мира для подражания. Что есть правильный — единственно правильный! — европейский исторический путь. Про Англию я уже замолвил словечко - чтобы подражать ей, надо основать империю, над которой никогда бы не заходило солнце и нести "бремя белого человека", к которому так хотел приобщиться австрийский гражданин Адольф Алоизович. Мне ещё вспоминается милая маленькая страна Бельгия. Чтобы подражать Бельгии, мало быть Бельгией, надо ещё иметь колонию в Африке. В Бельгии были отнюдь не нацисты, а приличные люди, понимающие толк в кофе и круассанах. Далее цитаты: "В 1885 - 1908 годах Конго являлось личным владением короля Бельгии Леопольда II. За это время этот предприимчивый король успел заморить от 10 до 20 миллионов местных аборигенов-конголезцев. Точное число погибших конголезцев за период правления Леопольда неизвестно, но эксперты сходятся во мнении, что за 20 лет население Конго сократилось. В 1920 г. население Конго составляло лишь половину населения 1880 г." (https://foto-history.livejournal.com/1501017.html) Чем же милые бельгийцы лучше германских нацистов? Или 10-20 миллионов африканских дикарей не вызывают у нас такого сочувствия, как, например, 5 миллионов евреев, погибших в Холокосте, всего через 15 лет после подвигов бельгийцев? А, я забыл — жители Конго же не европейцы, кому какое до них дело…

Мужчина смотрит на руки своей пятилетней дочери, отрезанные в наказание за плохо выполненную работу по сбору каучука. Зачастую, чтобы принудить местных жителей к работе, власти колонии брали в заложники женщин и детей, держали их под арестом в течение всего сезона сбора каучука.
Мужчина смотрит на руки своей пятилетней дочери, отрезанные в наказание за плохо выполненную работу по сбору каучука. Зачастую, чтобы принудить местных жителей к работе, власти колонии брали в заложники женщин и детей, держали их под арестом в течение всего сезона сбора каучука.


Они (или их родители) плохо работали
Они (или их родители) плохо работали

Не будем ругать бельгийцев — в те старые времена негры ещё не считались людьми! Бельгия — цивилизованная европейская страна, где уважают права и свободы человека.

У нас есть архетип о злобных нацистах и он крепко связался с немцами, но ни милые бельгийцы, ни вежливые англичане, ни страстные испанцы в нашем восприятии не страдают от нехороших ассоциаций. Архетип старой доброй Европы сильнее всяких там исторических мелочей - в целом-то она хорошая и милая старушка, правда? И что это вы, Борис Александрович, в дебри лезете - вы посмотрите, как они сейчас живут! А я что, я ничего. Я сам люблю старую добрую Европу, культуру её люблю. Нацисты вон были в Германии - а я люблю немецкую культуру, в музыке и философии очень многого достигли немцы… И английскую культуру люблю - поменьше, не так она мне близка - но нет романов увлекательнее, чем английские романы! Великие преступления и чудовищная эксплуатация других не сделают Шиллера и Шекспира менее прекрасными, Ньютона и Эйнштейна менее истинными, Вагнера и Бетховена менее значимыми. 

Но чтобы по настоящему, честно любить, надо знать. Архетип о старой доброй Европе во многом противоположен знанию о Европе, знанию истории и культуры Европы. Моё субъективное наблюдение - часто Европой восхищаются те, кто толком не знает ни культуры, ни истории европейских стран. Впрочем, пусть этот миф живёт, живёт на правах мифа - он же такой красивый, ностальгический... Но не забывайте, что облако в небесах, похожая на сказочный замок, на самом деле - просто облако.

Б. Мединский

18.06.18

https://vk.com/borismedinskiy


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic