borismedinskiy

Categories:

Цивилизованное общество, часть 2

Локально проблему мусора (и ряда других социальных проблем) поможет решить массовое увеличение ответственности и повышение уровня культуры населения. Глобально - изменение всей социально-экономической системы общества. Но про глобальное мы как-нибудь в другой раз поговорим - я и так слишком много говорю про глобальное! - поэтому сейчас только про локальное решение проблемы. Я вижу его в комплексном соблюдении двух правил — неизбежность наказания за антиобщественное поведение и повышение уровня культуры населения. О наказаниях мы говорили в первой части, тут будем говорить об уровне культуры.

Повышение уровня культуры

Думаю, что воспитание не может быть построено только на кнуте - всегда необходим и пряник. Исходя из моей работы с детьми я знаю на собственном опыте - пропорции кнута и пряника для разных детей требуются разные. Есть дети, которых опасно хвалить во время урока - совершенно перестают работать, а есть и наоборот - без похвалы впадают в тревожное напряжение. Так же и с наказанием - для кого-то строгий взгляд пробирает до печёнок, а кого не особо пугают старые методы воспитания через телесные наказания. Кроме кнута и пряника есть и третий, очень важный рычаг воспитания - это личный пример, который часто оказывает самое решительное и глубокое воздействие на человека. Мы все берём с кого-то пример и я, взрослый человек, вижу в самом себе отражение тех людей, с которых я когда-то брал пример. Так же очень дисциплинирует мысль о том, что я сам являюсь для кого-то примером - и уже одной этой причины достаточно, чтобы культурно вести себя, стремиться к справедливости и беречь окружающую природу. Но для того, чтобы чувствовать себя примером для другого, надо иметь достаточно высокий культурный уровень. Нужно много понимать, а знать - и того больше.

Понимание и знание схожие, но не тождественные понятия. Мы знаем многие вещи, но по настоящему познать, понять что либо можно только тогда, когда непосредственно соприкасаешься с ним на своей практике. Мало знать, надо прочувствовать, переварить и сделать частью себя самого, увязав со всем остальным, что уже было в тебе - только так рождается понимание. Например, чтобы не просто знать, что мусорить нельзя, а действительно понять это, надо чтобы человек имел личный опыт уборки мусора и личный опыт жизни в чистоте - без этого опыта знание может так и остаться пустым набором ничего не значащих фраз от старших, которые уже давно устарели и ничего не понимают в настоящей жизни или схоластическими заклинаниями из заумных книг, которых никто не читает.

Пряник за нормальное человеческое поведение не вполне уместен, если говорится о взрослых людях, но необходим, когда речь идёт о детях. По идее, общественно полезные работы должны быть включены в школьную программу начиная с младших классов и непременно должны сопровождаться массой позитивных подкреплений - концерты, мини-праздники, игры. На таких мероприятиях дети не только получали бы положительное, конструктивное представление о труде на благо общества, но приобретали бы опыт коллективной работы, что дополнительно сплотило бы коллектив класса. Воспитав поколение таким образом, мы дали бы ему прививку культуры, которая выдавала бы здоровую иммунную реакцию на свинство и антиобщественное поведение. Но... Пока мы во власти заблуждения, что всё идёт из семьи - мы не сможем начать общественного воспитания, а ведь культура общественного поведения приобретается в большей степени в рамках общественного, а не семейного воспитания. В рамках современной семьи ребёнок вообще с трудом приобретает опыт трудового взаимодействия с другими людьми.

Далее - крайне негативно сказывается на общем уровне культуры населения падение уровня образования. Понимание и личный опыт - это прекрасно, но зачастую это не сможет быть осуществлено без знания, которое должно быть дано образованием. Знание - это необходимый элемент понимания и даже более - это основа любви. Можно ли ценить и любить то, чего не знаешь? Я не понимаю любви к Родине, если она не сопряжена с интересом к ее истории и культуре. Я не понимаю любви к природе без интереса к ботанике, геологии, зоологии, экологии, живописи, поэзии и ряда других областей человеческой культуры, связанных с природой. Разумеется, человек не способен глубоко изучить всё (хотя некоторые умудряются), но к чему-то из перечисленного должна лежать душа, а иначе любые признания в любви к природе представляются неискренними и ложными. Любовь, если убрать из этого понятия всё наносное и эфемерное - это всегда интерес и благожелательность, которые выражаются в конкретных делах. Человек, который любит природу, интересуется ей и бережёт её. И часто первыми шагами к любви к чему угодно - к природе, к Родине, к другому человеку - становится какое-либо знание об объекте любви. 

Таким образом получается, что невежда - это человек, который не знает о том, что он любит и поэтому по факту не способный на любовь. Невежда - это трагедия человека, который способен только на животные влечения не потому, что неполноценен, а только потому, что ему не дали знаний и таким образом лишили возможности созреть как личность. Жизнь невежды плоская и примитивная, хотя сам невежда этого не в силах осознать. Талантливый педагог делает неоценимую услугу ученикам тем, что даёт им живое знание, которое зажигает в них искру интереса, которое заставляет испытать удивление и радость познания - а ведь без этих вещей человек не может стать вполне человеком. Человек с интересом и благожелательностью к миру начинает испытывать интерес и благожелательность и к самому себе, что тоже очень важно для развития человеческой личности. Пробудившийся интерес открывает дорогу не только способности любить, он даёт стимул для саморазвития. Таким образом, лишая человека хорошего образования, мы лишаем его полноценной жизни, оставляем его недоразвитым и неспособным понять свою ограниченность невеждой. Это, по большому счёту, преступление.

С девяностых годов образование в РФ и странах СНГ начало стремительно деградировать, хоть до сих пор на международных школьных олимпиадах российские школьники продолжают регулярно увозить изрядное количество медалей - то ли на старой закваске лучшего в мире образования держимся, то ли наиболее успешные регионы страны могут держать достаточно высокую планку. В моём родном Томске образование остаётся на относительно хорошем уровне. Но, как отмечают кураторы олимпиад, ряд регионов РФ вообще не поставляют учеников для участия в олимпиадах - их школы не способны раскрывать потенциальных талантов. Претензий к ним предъявлять тоже нельзя, так как сама профессия учителя уже давно втоптана в грязь социального дна. Учитель - это призвание, а кто хочет нормально зарабатывать, те пускай идут в бизнес. Многие учителя вынуждены для поддержания не совсем нищенского существования работать на две ставки, попутно выполняя огромное количество бумажной работы и неся всё возрастающий груз социальной ответственности. Если говорить про Крым, который долгое время был Украиной, то тут с образованием никак не лучше, чем в России. Здесь много молодёжи с глубокой педагогической запущенностью, чудовищными пробелами в знаниях и странными представлениями о мире вокруг нас... Недавно слушал лекцию историка Е.Яковлева о литературных подделках. Кроме прочего он рассказал о Велесовой книге, так называемых "славянских ведах", повествующей об истории древних славян-русов аж с 7-ого века до н.э. - притом, что вообще славянский этнос отделился от индоевропейской общности предположительно около V в. до н. э. И тут голос из зала: "я из Украины приехал, мы там эту книгу в школе изучали." Я проверил в интернете - да, изучают. До этого я почитал школьный украинский учебник по истории Украины и узнал много нового… Поэтому был не очень удивлён.

Таким образом мы получаем поколения людей, воспитанных стихийно в условиях конкуренции и культа индивидуального успеха. Это закрытые, подозрительные, напряжённые, необразованные, неуверенные в завтрашнем дне и полные предрассудков люди. Не имея внятных целей и смыслов, эти люди озабочены накопительством и тревожной готовностью ко всему. Основной их лейтмотив - это потребительство и развлечения, щедро приправленные неврозом. Если добавить к этому низкий уровень культурного развития и слабое фрагментарное образование, а так же полное равнодушие властей, то мы получаем исторические места с горами мусора и памятники культуры со следами вандализма.

В заключение мне хочется сказать несколько слов о мировоззрении... Научное мировоззрение уже не считается наиболее адекватным и достойным мировоззрением развитого человека, в моде постмодернистская ирония, превозношением абстрактного запада и толерантный плюрализм мнений. Этой моде противопоставляют махровый «духоскрепный» традиционализм с характерным для него тяготением к сословности и авторитаризму. Мне затруднительно сказать - какая тенденция мне не нравится больше. К тому же ни одна, ни другая не осуществляется и не может осуществиться в полной мере, поэтому они соединяются в нечто эклектичное, уродливое, невразумительное и очень противоречивое. Если говорить о морально-нравственном аспекте мировоззрения, то в обществе явно или скрытно навязываются индивидуалистические и потребительские ценности. Эти ценности в рекламных лозунгах, в посулах лёгкой наживы, в культе успеха, в ориентации на гедонизм. Проблемы мусора, культуры, образования напрямую вытекают из этого.

Не каждый из нас может всегда и везде соответствовать категорическому нравственному императиву Канта - всегда ему следовать, наверно, вовсе невозможно. Но каждый может знать о том - что это вообще такое. Я объясню его своими словами и немного добавлю от себя.

Каждый из нас - это представитель и часть человечества. Мы находимся в иллюзии эгоцентризма, что мы нечто совершенно отдельное от всех. Но это не так, все мы связаны и в той или иной степени зависим друг от друга. Каждый из нас создаёт кусочек мира для другого, подавая пример созидательного или разрушительного поведения, заражая эмоциями, улучшая или ухудшая окружающую среду. Когда мы сталкиваемся с моральной дилеммой, то стоит вспоминать про это. Философ И.Кант говорил, что самое верное поведение такое, которое могло бы послужить образцом для всех людей и стать законом для всего человечества. Через следование этому правилу можно не только разрешать моральные конфликты, но и чувствовать свою сопричастность с другими людьми, со всем человечеством. Выходя на субботник, полезно думать о том, что приятному лично вам человеку будет комфортно гулять по чистым, ухоженным местам, а кто-то, в соответствии с теорией разбитых окон, уже не станет бросать бумажную салфетку или пакет, а донесёт до его до мусорки. Так что поднимать культурный уровень необходимо не только для того, чтобы быть собственно культурным, но и для приобретения новых форм удовольствия - удовольствия от созидательных дел и сопричастности к человечеству.

Б. Мединский

01.02.2020

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic