borismedinskiy

Category:

Быть как все и быть собой

Ещё летом я давал это интервью, но не хотел его целиком публиковать, так как из-за проволочек и пандемии газета не могла напечатать материал. Но вот наконец всё готово и я с удовольствием выкладываю этот текст.

7 вопросов о том, что такое быть как все, и что такое быть самим собой.

1. Быть как все или самим собой?

Хороший вопрос. На первый взгляд этот вопрос из серии "или-или": или так, или иначе, или чёрное, или белое... Быть как все или быть собой. Но это - извиняюсь за мудрёные слова - ложная дихотомия. На самом деле каждый из нас одновременно является и тем и другим, потому что в чём то мы будем как все (как бы не выделялись), а в чём то будем самими собой (как бы мы не шифровались). Поэтому на самом деле такой дилеммы не стоит, потому надо уметь быть собой и в то же время быть как все. Лучше всего это можно наблюдать на примере вхождения человека в группу. Вот, например, приходит новенький в класс... Ему тревожно, непонятно - потому что он помещён в группу людей, которые его пока не приняли, не поняли. Если новенький не поладит с классом, то это будут по большей части проблемы для новенького, а не для класса. И новенький про это знает... Поэтому ему стоит быть аккуратным, внимательным и вежливым, по возможности избегать конфликтов. Пока тебя не приняли в группу - не навязывай свои правила и своё мнение. На первом этапе надо научиться быть как все в этой группе. Внимательно смотрим и слушаем - а как тут принято, а как тут делается, кто с кем как общается и т.д. Оцениваем групповую динамику. Налаживаем связи с отдельными людьми, прощупываем почву. Не стоит выкладывать на первых парах не стоит заходить с крупных козырей - т.е. не стоит выпячивать самые яркие, выигрышные стороны своей личности. Но вот потом, когда вы уже прияты и вы сами чувствуете, что это уже ВАШ класс, ВАШ коллектив - тогда потихоньку можно начинать уже раскрываться с новых сторон, вызывая приятное удивление и уважение товарищей. Так что сначала надо научиться быть как все, а потом научиться быть собой... Обратите внимание, эти стадии всегда и везде. Например в детстве, в период ранней социализации. Ребёнок сначала учиться говорить, повторяя за окружающими, усваивает правила и нормы общества, и только после этого он может проявлять себя, как уникальная и неповторимая личность.

2. Если человек придерживается модных тенденций – считается ли, что он не имеет собственного стиля, то есть и собственного мнения?

О, ну тут надо про моду сказать пару слов... Что это вообще такое? Это такой взгляд на вещи, одежду, музыку и т.д. - что сейчас самое красивое то-то и то-то. И раньше, лет 50 назад, мода во всём мире была очень авторитарна. Вспомните старые фильмы, годов пятидесятых, шестидесятых... Там все люди ходят в одежде одного стиля: мужчины в пиджаках и шляпах, женщины - в платьях определенной длинны. Авторитарность моды касалась и причёсок, и музыки, и культурных движений. Потом стали возникать субкультуры, разные течения - не буду углубляться в историю моды и культурологию! - но в конце концов всё пришло к тому, что каждый может одеваться как хочет. Да, остался стиль "классика", но он не обязателен, а дело вкуса. Разумеется, некоторые нормы остаются и в римской тоге никто по улице не пойдёт, но выбор стилей, причёсок и расцветок стал очень велик. Я вот очень часто в чёрном ходил. Траур? Национальный костюм? Субкультура? Нет, просто мне так нравилось, мой стиль, так сказать. И это никому не мешало.
Мода стала демократичной и необязательной, но она, разумеется, никуда не делась как явление. Просто сейчас это уже как бизнес, что ли... Престиж, бренды, успешность... Обычно человек, который придерживается модных тенденций - это тот, кто хочет заявить о своей успешности... Что он, дескать, в тренде, что он продвинутый. Поэтому тут едва ли есть связь с отсутствием своего стиля или своего мнения.

3. Как найти своё «Я» и не потерять под давлением общественности?

Своё "Я" человек не сколько находит, сколько выращивает в себе, как дерево... Или строит, как дом... Или даже как город... Это труд. Наше "Я" формируется из наших занятий и мыслей, поступков, поступающей информации, общения с другими. Люди это давно замечали. "С кем поведёшься, от того и наберёшься" - это древняя поговорка. Обычно интересное "Я" бывает у людей с большим количеством интересов... А если интересы эти ещё и достаточно глубоки, то человек не только интересен, но и глубок. Поэтому "найти" своё "Я" просто - надо иметь много глубоких интересов. Даже один глубокий интерес может помочь человеку стать ярким, самобытным, неподражаемым человеком и хорошим профессионалом своего дела. Поэтому очень плохо, если школьник ничем не интересуется и дни проводит за "интернет-сёрфингом": ему просто не из чего будет строить своё "Я". Впрочем, некоторые родители впадают в другую крайность и пихают своё чадо в миллион кружков и секций - этого тоже не надо. Потому что интерес должен быть искренним и добровольным, иначе толку не будет.
А на счёт потери своего "Я" под влиянием общественности... Вспоминаю слова одного психолога и философа о том, что человек сам по себе куда более конформен (т.е. стремится к тому, чтобы быть как все), чем его к этому принуждают. Я не думаю, что человек может потерять своё "Я" под влиянием общественности, но человек может пережить эдакий надлом и спрятать своё "Я" в самые глубины своего существа. Это бывает в неблагополучном, агрессивном обществе. Это можно видеть на примере забитых школьниках-изгоях в тех школах и классах, где допускаются издевательства и травля. Но "Я" не исчезло в них, оно спряталось, как улитка в раковину и при правильном подходе человек снова раскрывается, причём порой очень ярко... Пережитые и полностью проработанные страдания могут сделать человека ещё глубже и мудрее - у меня даже присказка есть такая: "шрамы - украшения мужчины, а душевные шрамы - украшения личности". Но бывает так, что пережитые страдания не могут быть проработаны и преобразованы в ценный жизненный опыт... Тогда надо говорить не о надломе, а о сломе. Человек сломался и не может оправиться. Это очень печально. Утешает, что человек от природы очень сильное существо, которое в своё время съело мамонтов. Поэтому все надломленные и спрятавшие своё "Я" - давайте к психологу, накладывать духовные швы и переосмысливать прошлый травматический опыт.

4. Почему так важно иметь своё мнение, и всегда ли стоит его высказывать?

Я выскажу непопулярное мнение - важность своего мнения сильно преувеличена. К сожалению, у нас существует культ своего мнения - культ откровенно вредный. Видите ли, мнение нередко противопоставляется знанию. Но знание добывается долгим трудом, учёбой и практикой. А мнение можно состряпать за пять минут нехитрых размышлений. Ценность частного мнения понижает ценность общего знания - и это плохо, потому как в целом у населения падает уровень общих знаний и образованности. Пробелы в знаниях молодёжи порой просто шокируют! Какое ценное мнение может сгенерировать неуч - особенно тот неуч, который таковым себя не считает, который всё уже понял в этой жизни? Просто смешно. Поэтому расхожие фразы вроде "каждое мнение имеет право на существование", или, тем более "каждое мнение важно" у меня вызывает саркастическую ухмылку. И мне не стыдно признаться, что по целому ряду аспектов у меня, взрослого, образованного и творческого человека вовсе нет своего мнения. Например, у меня нет своего мнения о том, как должно развиваться свиноводство в средней полосе России. Нет мнения об эволюции белых карликов и голубых гигантов. И о лечении аппендицита нет своего мнения. Трагедия? Нет - это просто честность перед самим собой и перед другими, ведь я не астроном и не врач... Обращаю внимание на ваш вопрос "почему так важно иметь своё мнение"- в нём уже есть утверждение того, что это очень важно! А вот и нет, далеко не всегда это важно. Важнее быть честным и признавать собственное невежество там, где вы некомпетентны. Просто есть такие гуманитарные отрасли знания, как история, политика, психология, антропология, педагогика и т.д., где каждый себя чувствует почти экспертом, не чувствует собственного невежества, а потому на вопрос "а почему ты так думаешь" может важно ответить "это моё мнение". Чем оно подкрепляется - а ничем, я так думаю. Вот пожалуйста, прямой вред от культа своего мнения: человек так думает и уже не почешется для того, чтобы что-нибудь узнать по теме.
С высказыванием своего мнения то же самое - его не всегда надо высказывать даже тому, у кого есть действительно весомое, подкреплённое знаниями и опытом мнение. Лучше всего высказывать его тогда, когда спрашивают. Вот вы меня спрашиваете - я высказываю. Не спросили бы - я бы молчал в тряпочку. Хотя нет - я статьи пишу, в интернет выкладываю. Но я пишу только то, в чём я убеждён и читают меня только те, кому это интересно. Мне нравится формула из суровых сталинских времён: "критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай". Высказанное мнение - это всегда ответственность. Если готов брать на себя ответственность - тогда да, высказывай и борись за своё мнение.
Впрочем, есть две сферы жизни, где это действительно важно... Первое - это сфера деятельности. Мастер своего дела может и должен иметь своё мнение о своем деле, без этого он просто не мастер. Второе - это сфера нравственности и морали. По идее, каждый из нас должен иметь мнение о том, что, по его мнению, несправедливо. Тогда верным будет защищать справедливость, высказываться в её защиту.

5. Нужно ли отстаивать свою позицию?

Я уже отчасти ответил на этот вопрос. Нужно отстаивать то, в чём вы разбираетесь, в чём уверены и за что готовы отвечать. Иногда бывает, что нельзя не отстаивать своей позиции. Но своей ли? Мне вспоминаются строчки из диалогов Платона, где спорили два мудреца. "С тобой, Сократ, не поспоришь!" - говорит Агафон. "Нет, милый мой Агафон, ты не в силах спорить с истиной, а спорить с Сократом дело нехитрое" - ответил Сократ. Так что лучше отстаивать не своё мнение, а истину и справедливость. Такая позиция, кстати, выигрышная, она придаёт сил и уверенности.

6. Что плохого в том, чтобы быть как все? Так ведь удобнее и комфортнее, и не нужно решать что-то самому, так как можно поступить так же, как и большинство.

Обычно ничего плохого в этом как бы нет... Ведь многие люди так и живут. Более того - некоторые люди стремятся иметь собственное мнение как раз потому, что принято иметь своё мнение. Смешно, не правда ли? Это как в шутке: стремясь выделиться из толпы, вы попадаете в толпу стремящихся выделиться из толпы. Правда, если вы перестанете заморачиваться вопросом "быть или не быть мне как все?" и сосредоточитесь на другом - на конструктивной деятельности, на учёбе, на ваших подлинных интересах, на исцелении душевных ран с тем, чтобы они превратились в красивые шрамы - то вы начнёте личностно расти и уже не сможете быть как все. Даже при желании. Вы словно начнёте сиять и это сияние не получится скрыть. Есть, кстати, отдельные люди, которые практически от рождения сильно отличаются от большинства... У них вообще нет выбора "быть собой или как все" - они обречены быть собой с детства. Таким людям трудно и обычно нужен психолог.

7. Многие родители с детства навязывают ребёнку свои привычки, религию, мнение, не лучше ли дать ребёнку право выбора, когда он будет к этому готов?

Если мы посмотрим на традиционное общество (а у нас больше половины глобуса ещё живёт в традиционном обществе), то там иначе и быть не может - однозначно навязывают и это даже не обсуждается. Все традиционные ценности (религиозность, почитание старших, семейность, соблюдение обрядов и традиций) у них в порядке как раз из-за этого. Но вот у нас так уже не выйдет. Даже если в отдельной семье ребёнка решат воспитывать в строгих традициях предков, то он с высокой долей вероятности будет сильно обижаться и протестовать - потому что будет видеть, что в других семьях живут совсем не так, гораздо более свободно. Действительно традиционное воспитание даётся не в отдельной семье, а в традиционном обществе, как, например, в Пакистане. А у нас после 17-года уже однозначно не традиционное общество. Формула "человек должен быть всесторонне развитой личностью" тогда появилась и пока ещё не отменена - если мне не изменяет память, то до сих пор слова о "всесторонне развитой личности" прописаны в каких-то документах об образовании... Дескать, цель школьного образования - это формирование всесторонне развитой личности, о как. Поэтому если родители хотят, что бы их ребёнок был такой вот всесторонне развитой личностью, то придётся забыть про традиционные ценности и давать ему право выбора - на кого учиться, во что верить и т.д. Лучшее, что может дать ребёнку родитель из современного (не традиционного) общества - это создание наилучшие условия для развития его лучших качеств. Т.е. не столько направлять на путь истинный, а способствовать тому, чтобы ребёнок хорошо пошёл по своему пути. Качества, которые должен осваивать ребёнок независимо от его интересов и увлечений - это трудовая деятельность, умение работать в команде, нормальный уровень социализации. И всё. А остальное - пусть сам решает. И, товарищи родители, не надо говорить, что на эту профессию не иди, там мало платят - платить зарплату будут ему тогда, когда он уже вырастет, это будет уже не ваша забота, а его.

Интервью для МАОУ «Планирование карьеры» г. Томска, молодежной газеты "Штурман", автор вопросов Мария Орлова

Борис Мединский
19.08.2020

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic